Несмотря на острую нехватку в столице мест для хранения автомобилей, а также резкое снижение стоимости гаражей и машиномест в придомовых паркингах, спрос на эту недвижимость по-прежнему незначителен.
По данным Украинской риэлторской группы, во всевозможных подземных и многоэтажных паркингах Киева насчитываются 180 тыс. мест, из которых всего 20 тыс. размещены в составе жилых домов. Также в городе функционируют порядка 80 гаражных кооперативов, на территории которых находятся около 50 тыс. гаражей, и примерно 500 открытых стоянок на 200 тыс. автомобилей. "Таким образом, для цивилизованного хранения машин в столице имеются не более 430 тысяч мест, часть из которых не предназначена для круглосуточного или ночного паркинга, ибо размещена в составе торговых или офисных центров. В то же время количество транспортных средств в Киеве приближается к 1 млн", — утверждает PR-менеджер Украинской риэлторской группы Дарья Дружченко.
Начальник департамента маркетинга компании SV Development Владимир Степенко отмечает, что большинство собственников машиномест в паркингах и гаражей приобретают их для собственных нужд и не предлагают в продажу либо аренду. Поэтому сегменты как продажи, так и аренды этой недвижимости остаются одними из самых неразвитых в столице. "Объем предложения в них не превышает 1% от общего числа гаражей и паркингов. Из-за этого потенциальные арендаторы или покупатели зачастую не могут найти подходящий вариант, который был бы расположен близко к их дому, что и обуславливает низкий спрос. Хотя наступление холодов внесло свои коррективы, и по сравнению с летом он вырос на 10-20%, спрос по-прежнему остается незначительным", — отмечает г-н Степенко, пишет "Деловая Столица".
Самым же богатым на предложение, по мнению риэлторов, является первичный рынок парковочных мест в составе жилых комплексов. По данным АН "Благовест", ныне места в подземных паркингах предлагаются на продажу в 80 строящихся жилых объектах (40-50 в каждом), что на 10-15% больше, чем в 2008 году. Однако спрос на них на протяжении последнего года остается невысоким: собственники жилплощади (особенно в домах эконом-класса) предпочитают платить 300-400 гривен в месяц за пользование охраняемой автостоянкой, нежели выложить 20-30 тыс. долларов за покупку паркоместа в подземелье.
"Высокий уровень продаж отмечают лишь застройщики, возводящие объекты классов бизнес-плюс- и премиум, которых в городе немного. В таких зданиях наличие собственного места для стоянки является вопросом статуса владельца квартиры, и их часто покупают по два-три на одну квартиру", — утверждают в "Благовесте".
Парковки по цене жилья
Несмотря на обилие предложения и незначительный спрос на первичном рынке паркингов, средняя стоимость паркоместа в составе жилых комплексов упала за последний год всего на 21,7% в долларовом эквиваленте. Ныне места в подземных паркингах столицы, расположенных в составе домов эконом-класса, предлагаются в среднем по 9 тыс. гривен за кв. м, в домах бизнес-класса — 10-15 тыс., в домах премиум-класса — 25-27 тыс. за квадрат. Самым дешевым предложением на этом рынке может похвастаться компания "Житло-Інвест", предлагающая машиноместа в жилом комплексе на Бортничах по цене от 370 долларов за кв. м, и КП "Житлоiнвестбуд-УКБ", реализующее аналогичную недвижимость в зданиях на Соломенке, Троещине и Саперной Слободке по 900-1,3 тыс. долларов за кв. м. Самые дорогие — от 4 тыс. долларов за кв. м —предложения компаний "Гранит" и "Консоль" на улицах Ветрова и Б. Хмельницкого соответственно. "Существенно снизить стоимость паркомест застройщикам мешает высокая себестоимость их строительства: освоение подземных пространств под зданиями весьма затратно. Спрос же на такие помещения очень невелик, и после ввода дома в эксплуатацию паркинги зачастую годами остаются невыкупленными. Отказаться же от их строительства застройщики не могут, поскольку городские власти не утверждают проекты жилых домов без подземных парковок", — объясняет Владимир Степенко.
На вторичном же рынке, по данным SV Development, в столице предлагаются всего около 100 машиномест в составе действующих жилых комплексов, ина из которых выставлены на продажу, а ина — для съема. Но, как и на первичке, спрос на такие помещения незначителен из-за их дороговизны. По словам директора АН "Траектория" Ирины Головневой, за последний год наибольшее падение стоимости паркомест на вторичном рынке произошло в самом центре города и на окраинах (в среднем на 26-28%). Если в ноябре прошлого года за машиноместо площадью 20 кв. м на Бессарабке, улицах Владимирской, Б. Хмельницкого, Михайловской просили в среднем 90 тыс. долларов, то сегодня — 65 тыс. Средняя стоимость машиноместа на окраинах города (Академгородок, Святошин, Отрадный, Теремки, Березняки) опустилась за год с 30 тыс. долларов до 22 тыс. К примеру, 20 кв. м в подземелье на Отрадном и 18 кв. м на улице Марины Расковой предлагаются за 20 тыс. долларов, а 18-метровое место на улице Генерала Наумова — за 21 тыс. долларов. Менее всего подешевели прилегающие к центру районы: улицы Саксаганского, Тургеневская, Дмитриевская, бульвар Леси Украинки, Соломенка, а также Оболонь. Здесь средняя цена машиноместа упала за год всего на 18%, с 55 тыс. долларов до 45 тыс. К примеру, за переуступку прав на 24-метровый паркинг в новостройке по улице Маршала Тимошенка его собственник хочет получить 45 тыс. долларов, а за такой же в соседнем доме просят 50 тыс.
Более живо клиенты риэлторских агентств интересуются арендой машиноместа в сданных в эксплуатацию новостройках, стоимость которого колеблется от 500 до 3 тыс. гривен в месяц. По данным Ирины Головневой, на престижных Оболонских Липках арендовать паркоместо можно за 800 гривен, на улице Воровского — за 1,5 тыс. гривен, на Бессарабке — за 3 тыс. гривен в месяц. "Наибольший спрос в этом сегменте отмечается в густо населенных массивах. Максимальное количество заявок приходится на такие районы, как Осокорки, Позняки, Лукьяновка, Бессарабка, площадь Л. Толстого, улицы Антоновича, Жилянская, Саксаганского, Мечникова", — отмечает г-жа Головнева.
От гаражей избавляются
На фоне затишья в сегменте паркингов риэлторы констатируют увеличение сделок в сегменте гаражей, размещенных на территории 80 столичных кооперативов. Ныне в Киеве предлагаются на продажу около 350-400 гаражей разных типов, а в аренду — порядка 500. "Учитывая, что всего в столице 50 тыс. гаражей, это не слишком много, но как минимум на 20% больше, нежели в прошлом году", — говорит Владимир Степенко. По его мнению, главной причиной активизации продаж в этом сегменте являются относительно низкая цена объектов, а также истечение сроков аренды земли под некоторыми гаражными кооперативами. Это подтверждает и Ирина Головнева, по словам которой больше всего предлагается к продаже гаражей в кооперативах с неузаконенной землей, а также там, где заканчивается срок ее аренды. Покупая подобный гараж, следует учесть, что через несколько лет земля может быть изъята для нужд города, а выделение нового участка никто не гарантирует.
По данным АН SV realty, металлические гаражи, находящиеся в кооперативах на неузаконенной земле (например в Соломенском и Подольском р-нах), сегодня можно приобрести за 3,5-4,5 тыс. гривен. Аналогичные 20-24-метровые объекты из панелей, бетона или кирпича (в Дарницком р-не на ул. Сортировочной, в Деснянском — на ул. О. Бальзака, в Шевченковском — на ул. Туполева) стоят от 1,5 до 5 тыс. долларов. С начала кризиса такие объекты, по словам Ирины Головневой, потеряли до 50% своей стоимости. "Еще значительнее подешевели строения, на месте которых уже запланировано возведение какой-либо недвижимости. Поэтому не редкость, когда на Печерске и в других центральных районах города гаражи предлагаются дешевле, нежели на Святошино, Оболони или Позняках", — говорит она.
Капитальные гаражи на приватизированной земле со всеми документами подешевели за год на 35-40%. Их стоимость сегодня стартует с 8 тыс. долларов (в Десняском р-не) и достигает 50-60 тыс. долларов (на Стратегическом шоссе, ул. Маршала Тимошенко, Киквидзе). Меньше всего подешевели строения в центре города (на 33% — с 60 тыс. до 40 тыс. долларов) и в прилегающих к нему районах (на 37,5% — с 40 тыс. до 25 тыс. долларов), тогда как боксы на окраине утратили в цене до 50% (с 20 тыс. до 10 тыс. долларов).
Упала и стоимость аренды гаражей. Если год назад она стартовала с 50 долларов и могла достигать 400 долларов в месяц, то сейчас колеблется в пределах 35-200 долларов. Самые дешевые предложения — в Деснянском, Подольском, Святошинском и Оболонском районах города, где приличный капитальный бокс можно снять всего за 50-60 долларов в месяц, а самые дорогие — в центральной части столицы.
Инф. delo
agrinews.com.ua