В Киеве снова заговорили о повышении цен на коммунальный транспорт. На сайте Киевской горадминистрации появился проект документа, который вносит изменения в распоряжение №90. Примечательно, что именно им были повышены тарифы на проезд до 1,70 грн в метро и 1,50 грн — в автобусах, троллейбусах и трамваях. Правда, в обнародованном проекте ни слова о новых ценах. В документе сказано, что он подготовлен, чтобы «улучшить финансовое состояние коммунальных транспортных предприятий».
Однако, оппозиция уже усмотрела в этом прямой намек — цены будут повышаться. Глава транспортной комиссии Киевсовета Дмитрий Олийнык утверждает, что власти планируют увеличить стоимость проезда в метро уже в сентябре. «В мэрии готовится два документа, связанных с повышением тарифов в сентябре. Распоряжение, которое пока не полностью опубликовали на сайте КГГА, на самом деле их и повысит. Насколько я знаю, пока речь идет только о метро. Сейчас решается вопрос, на сколько возрастут тарифы», — говорит Олийнык. По его словам, одновременно готовится проект решения Киевсовета об изменениях в решение от 30 сентября 2008 года, когда были установлены цены на проездные. «Его хотят вынести на ближайшую сессию в конце августа».
Однако, начальник главка ценовой политики Василий Яструбинский все опровергает: «Мы пока не планируем повышать тарифы на общественный транспорт. Во всяком случае, они не будут регламентироваться именно этим распоряжением». Но источник в киевском метрополитене рассказал Сегодня , что сейчас изучают возможность ограничить поездки по проездному билету и ввести тариф в зависимости от протяженности поездки. Ввести такую схему оплаты мэрия предлагала еще пару лет назад. Предполагалось, что на входе в метро с бесконтактной магнитной карточки будет сниматься максимальная стоимость поездки, а на выходе на нее будет возвращаться часть денег, в зависимости от реальной дальности поездки. Но цена километра, опять-таки, еще неизвестна.
Начальник метрополитена Петр Мирошников рассказал, что такие планы были, но пока не обсуждаются. «Я бы с дорогой душой повысил тарифы и ввел дифференцированную плату, но это компетенция власти. Я могу только утверждать, что экономически обоснованный тариф на метро сегодня — 2,52 грн. Именно такой должна быть цена. А мы получаем реально 1,37 грн с каждого пассажира, перевозя 1,4 млн пассажиров в день, среди которых 300 тысяч льготников. За льготников нам правительство должно платить 260 млн грн в год, а фактически выплачивает 22,5 млн грн. Компенсация за разницу в тарифах вообще не заложена. В итоге у нас сплошные убытки».
Цены на проезд в киевском метро намного ниже, нежели в подземках других стран. Если у нас жетончик стоит 1,70 грн, то, например, в Париже на наши деньги — все 15 грн. В Нью-Йорке — 18 грн, Стокгольме — 20 грн, а Берлине — 21 грн. Жетончик Московского метрополитена потянет на 5,36 грн. Правда, в других метрополитенах цена уменьшается практически вдвое, если покупать билет на 5 и больше поездок.
Но в кризис не все киевляне готовы к повышению стоимости поездки. По крайней мере до тех пор, пока их зарплаты не сравняются с берлинскими или парижскими. «Моя зарплата не достигает и 1,5 тыс. грн в месяц. С нами даже за июнь не полностью рассчитались. А на метро я езжу часто. И для меня увеличение цены в 1,5 раза — огромный удар по семейному бюджету», — рассказала работник «Киевпасстранса» Елена. «А я спокойно отношусь к повышению. 2,5 грн берут в маршрутках, которые застревают в пробках, в них неудобно стоять», — говорит рекламист Ирина Боярышева.
Инф. glavred
agrinews.com.ua