Вопреки ожиданиям периода окончания "холодной войны", крупномасштабная война в Европе с применением обычных вооружений вновь превращается в реальную угрозу. Самый худший сценарий для НАТО заключается в том, что Альянс окажется не в состоянии защитить одного из своих ов, как того требует Статья V, из-за отсутствия политической воли (уже сейчас большая часть населения ряда стран НАТО против вступления в войну из-за одного или нескольких центральноевропейских государств-ов блока). Об этом пишет американское издание "The International Herald Tribune", перевод которого приводит "ИноСМИ".
Столь же плох сценарий, по которому НАТО не сумеет выступить на защиту своего союзника по причинам военного характера. Именно так будет обстоять дело с Грузией и Украиной в нынешних обстоятельствах. Таким образом, НАТО будет выглядеть как "бумажный т" и постепенно утратит свой авторитет и значимость.
Отношения России с Западом достигли самой низкой отметки с момента окончания "холодной войны". Расширение НАТО, разрушение системы контроля над стратегическими и обычными вооружениями, развертывание противоракетной обороны в Центральной Европе, а также нежелание Запада консультироваться с Москвой в вопросах, которые она считает жизненно важными для собственных интересов - все это создало у России неприятную смесь ощущений, состоящую из чувства обиды и мысли о том, что к ней относятся совсем не как к великой державе.
ство в НАТО Грузии и Украины представляет собой опасную черту, придающую этим странам несоразмерную значимость. Западу следует учитывать это факт, если он хочет улучшить ситуацию в Европе и заполучить Россию обратно в качестве партнера в решении мировых проблем.
Грузия и Украина заслуживают существенной помощи от НАТО и Европейского Союза - и получат ее. Но нет смысла решать долгосрочные проблемы обеспечения их безопасности отдельно, вне рамок общего процесса. Ведь они составляют часть той необходимой перестройки в политике Запада в отношении России, которую пообещала администрация Барака Обамы, и которую с большим нетерпением ждут его европейские союзники. В рамки такой перестройки придется также включить вопросы контроля стратегических вооружений, нераспространения оружия массового уничтожения и противоракетной обороны.
Что касается Грузии и Украины, то для урегулирования их проблем важнейшее значение имеют два момента. Во-первых, необходим общий диалог между Западом и Россией по проблемам европейской безопасности и выработке таких подходов и решений, которые позволят улучшить ситуацию в целом. Президент России Дмитрий Медведев и Президент Франции Николя Саркози поддержали эту идею, получив тихое, но явное одобрение со стороны многих европейских государств.
Во-вторых, решить проблемы военной безопасности можно только путем возрождения Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Договор этот был заключен в 1990 году, а в 1999-м было подписано дополнительное соглашение к данному договору, приведшее его в соответствие с изменившимися обстоятельствами. Преимущество данного соглашения состоит в том, что в нем устанавливаются верхние пределы численности обычных вооруженных сил и вооружений по географическим зонам, предусматривается уничтожение боевой техники, проведение проверок, а также определяются правила размещения иностранных войск.
Данный договор в настоящее время заблокирован в силу взаимосвязанных условий НАТО и России. Россия приостановила свое участие в нем. И конечно же, он не является панацеей от всех зол. Необходимо начать решать те проблемы, которые существовали сами по себе на протяжении двух десятилетий. И возобновление контроля обычных видов вооружений в Европе даст шанс для решения конкретных проблем безопасности Грузии и Украины (а также ряда других европейских стран). Этот процесс станет элементом конструктивных (надеемся на это) перемен в отношениях Запада и России.
Инф. liga
agrinews.com.ua