У магазинов появился новый способ обманывать покупателя.
Недостоверная информация на ценниках – нынче явление распространенное. А между тем, это грубейшее нарушение прав потребителей – на то и Конституция, и закон имеются. Как действовать в этой ситуации, рассказала ведущий эксперт по вопросам защиты прав потребителей проекта "Сообщество потребителей и общественные объединения" Наталия Бородачева.
Практика свидетельствует, что выяснять отношения с кассиром в этом случае бесполезно: что показало сканирование штрих-кода, то и положено оплатить. Искать администраторов – опять же, потеря времени: где они находятся, часто не ведает никто из персонала.
Охранники тоже не помогут – они представляют отдельную службу. Но разбираться в этой ситуации надо обязательно – нарушается статья 42 Конституции Украины: "Государство защищает права потребителей, осуществляет контроль над качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ". А покупатель, которого в магазине-нарушителе и выслушать некому, остается мало того, что обманутым, так еще и незащищенным.
То, что правы в этой ситуации именно мы, покупатели, подтверждает и Закон Украины "О защите прав потребителей":
1. Статья 15 "Право потребителя на информацию о продукции" устанавливает в п. 1:
"Потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, что обеспечивает возможность ее сознательного и компетентного выбора. Информация должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа работы/услуги", а подпункт 6 гласит, что информация о продукции должна содержать цены. В п. 3 конкретизировано: "Надписи о цене реализации продукции должны быть четкими и простыми для понимания".
2. Статья 17 "Права потребителя в сфере торгового и других видов обслуживания" в п. 1 гласит:
"применение прямых или непрямых ограничений прав потребителей не допускается", а в п. 5 читаем: "В случае нарушения прав потребителей на предприятиях сферы обслуживания продавец (производитель, исполнитель) и работники этих предприятий несут ответственность, установленную законом".
3. Статья 18 "Признание недействительными условий договоров, ограничивающих права потребителей" разъясняет в п. 3, что:
"несправедливы, в частности, условия договора об определении цены товара на момент его поставки потребителю", а в п. 8: "Нечеткие или двусмысленные положения договоров с потребителями толкуются в пользу потребителя".
Закон позволяет сделать вывод, что:
скрытая от потребителя информация, доступная кассиру лишь через сканирование штрих-кода, не считается той информацией, которую продавец предоставляет потребителю для оплаты товара;
когда потребитель смотрит ценник и берет товар с полки, он заключает устный договор с магазином, соглашается на покупку. Если же цена на ценнике указана неверная, то такой договор считается недействительным, и покупатель имеет право вернуть даже проплаченный на кассе товар надлежащего качества и относящийся к товарам, не подлежащим обмену и возврату ;
нечеткое и двусмысленное положение договора (одна цена отражена на ценнике товара, а другая – в базе данных продавца) по закону толкуется в пользу потребителя.
Так что правы в этой ситуации именно покупатели. Как же бороться с "забывчивым" магазином? Надо не пожалеть времени и отослать претензию по адресу предприятия-продавца, а копию – местному управлению по защите прав потребителей (адрес должен быть в уголке потребителя, рядом с книгой жалоб). Магазину за такое нарушение грозит административное наказание, то есть штраф – и немалый. Обозреватель
Инф. mignews
agrinews.com.ua