28 августа т.г. состоялся брифинг Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в Украине и Республике Молдова А. Жумабаева для украинских СМИ.
В своем выступлении Посол Республики Казахстан в Украине вкратце проинформировав присутствовавших об истории появления государственного праздника-Дня Конституции, о достигнутых успехах в социально-экономическом и политическом развитии Казахстана, а также о нынешнем состоянии казахстанско-украинских отношений.
Коснувшись политической жизни Республики Казахстан Посол отметил два наиболее важных события- это проведение 17-ой Ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (29 июня- 2 июля) и III Министерской встречи Совещания по мерам доверия действиям в Азии (СВМДА), которая прошла 25 августа в Алматы.
С 29 июня по 2 июля года в Астане состоялась 17-я Ежегодная Сессия Парламентской Ассамблеи ОБСЕ.
Проведение столь представительного а в Астане было расценено мировым сообществом как признание успехов экономических и политических реформ в Казахстане, как важный практический шаг, направленный на укрепление сотрудничества ОБСЕ с Казахстаном.
Посол отметил, что Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев дал высокую оценку роли парламентской дипломатии в обеспечении климата доверия и взаимопонимания на всем пространстве ОБСЕ, которое особенно важно в современных условиях, когда международная обстановка приобретает все более сложный и неустойчивый характер.
Не менее серьезные тенденции происходят в мировой экономике. Значительная девальвация доллара США, в особенности против валют Китая, Японии и Европы, привела к расшатыванию его позиций в качестве мировой резервной валюты. Это заставляет многих по-новому взглянуть на глобальные финансовые механизмы и ставит в повестку дня вопрос о многополярной финансовой системе.
В этой связи, Посол отметил, что Казахстан осознает свою роль как ответственного участника региональных и глобальных экономических процессов. Республика является важным элементом системы глобальной энергетической инфраструктуры, входит сегодня в число крупных экспортеров углеводородного сырья.
В настоящее время Казахстан, имея избыточные энергетические и продовольственные ресурсы (включая свободные посевные площади), способен увеличить их поставку на мировой рынок при условии масштабных инвестиций и внедрения технологий, имеющихся у европейских стран.
В этой связи, Посол подчеркнул, что Казахстан выступает за трансформацию деятельности ОБСЕ в соответствии с интересами всех ее участников и рассматривает предстоящее председательство как хорошую возможность придать «новое дыхание» взаимодействию стран-участниц Организации. По его словам, руководство Казахстана намерено акцентировать внимание на решении насущных проблем безопасности и содействии межкультурному и межконфессиональному диалогу, усилиях по нивелированию новых разделительных линий в Европе, поиску объединяющих факторов для стран евроатлантической и евроазиатской «зон» ответственности Организации.
- Решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году подтолкнуло нас к разработке специальной программы под названием «Путь в Европу». Она отражает нашу заинтересованность в более широком взаимодействии с европейскими странами в области энергетики, транспортного транзита, трансферта технологий, образования, гуманитарного сотрудничества, - подчеркнул казахстанский дипломат.
Говоря о формировании современной демократической модели в Казахстане, Посол озвучил заявление Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева о необходимости реализовать несколько важных направлений дальнейшей демократизации общества:
1) создание правового механизма, позволяющего сформировать парламент с участием не менее двух партий;
2) обеспечение более благоприятных условий для государственной регистрации политических партий;
3) совершенствование процедурных моментов электого процесса;
4) снятие излишних бюрократических барьеров, регулирующих деятельность средств массовой информации.
Посол выразил мнение, что адаптация ОБСЕ к новым международным реалиям, усиление ее сравнительных преимуществ являются ключевыми вопросами современной повестки Организации. Парламентская Ассамблея ОБСЕ вносит свой весомый вклад в решение этих вопросов.
- Казахстан рассматривает межпарламентское сотрудничество в рамках Ассамблеи как важный инструмент для расширения диалога с государствами-участниками Организации. Мы уверены, что работа этой сессии будет способствовать его развитию, - заключил г-н А.Жумабаев.
25 августа в Алматы прошла III Министерская встреча Совещания по мерам доверия действиям в Азии (СВМДА), которая является важным этапом в подготовке III саммита СВМДА, запланированного на 2010 год.
По данному вопросу, Посол проинформировал присутствующих, что одним из важных итогов встречи стал прием в СВМДА двух новых ов - Иордании и Объединенных Арабских Эмиратов, а также присоединение к числу государств-наблюдателей Государства Катар.
Кроме того, по словам А.Жумабаева, на встрече состоялось подписание Меморандумов о взаимопонимании между Секретариатом СВМДА и исполнительными органами Организации экономического сотрудничества (ОЭС) и Международной организации мации (МОМ).
На третьей Министерской встрече приняли участие делегации 21 государства - ов СВМДА, шести стран-наблюдателей, трех международных организаций-наблюдателей - ООН, ОБСЕ и Лиги арабских государств. Также в качестве гостей участвовали Бангладеш и три международные организации - МОМ, ЕврАзЭс и ОЭС.
Справка: идея создания СВМДА была высказана Назарбаевым 5 октября 1992 на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В основе идеи казахстанского Президента лежало стремление создать эффективную структуру по обеспечению мира и безопасности на азиатском континенте. В отличие от других регионов мира, на тот момент в Азии еще не существовало подобной структуры, а более ранние попытки ее создания не увенчались успехом.
В результате за 16 лет своего становления СВМДА превратилось в полноценный действенный для ведения диалога в целях поиска взаимоприемлемых мер по решению проблем и конфликтов в регионе.
На первом совещании министров иностранных дел (СМИД) СВМДА, которое прошло в 1999 году, была подписана декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-ами СВМДА. Этими принципами стали: суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств-ов; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; разоружение и контроль над вооружениями; экономическое, социальное и культурное сотрудничество; соблюдение прав и основных свобод человека.
На второй встрече СМИД СВМДА 22 октября 2004 года в Алма-Ате был принят Каталог мер доверия СВМДА, в рамках которого предусмотрено многостороннее сотрудничество государств по широкому спектру вопросов стабильности и безопасности. Каталог охватывает военно-политическое, экономическое, экологическое и человеческое измерения, а также вопросы противодействия новым вызовам и угрозам. В рамках Каталога определены меры доверия по следующим пяти основным измерениям: экономическое; экологическое; гуманитарное; военно-политическое; борьбы с новыми вызовами и угрозами.
На состоявшемся 17 октября 2007 года заседании Комитета старших должностных лиц (КСДЛ) СВМДА, посвященном 15-летию Совещания, Индия выразила готовность совместно с Республикой Корея и Азербайджаном, стать со-координатором в области энергетической безопасности и сотрудничества в области развития безопасных и эффективных транспортных коридоров. Израиль предложил поделиться своим передовым опытом в области управления водными ресурсами, сельского хозяйства, высоких технологий, управления стихийными бедствиями и кризисами и выразил готовность провести семинары по тематике одной или нескольких из перечисленных областей. В 2008 году Таиланд стал со-координатором России по сотрудничеству в развитии малого и среднего предпринимательства.
В течение 2008-2009 годов планируется проведение специализированных встреч экспертов (СВЭ) в столицах государств-координаторов, где будут проработаны проекты соответствующих документов, реализация которых позволит СВМДА выйти на новый этап развития мер доверия.
Государствами-ами СВМДА являются Афганистан, Азербайджан, Китай, Египет, Индия, Иран, Израиль, Казахстан, Киргизия, Монголия, Пакистан, Палестина, Южная Корея, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция и Узбекистан, к которым теперь присоединятся Иордания и ОАЭ. Государствами-наблюдателями являются Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Япония, США, Украина и Катар, международными организациями-наблюдателями являются ООН, ОБСЕ и Лига арабских государств (всего 20 государств-ов и десять наблюдателей из числа государств и международных организаций.)
В настоящее время семь государств-ов Совещания являются координаторами отдельных проектов по реализации мер доверия. Азербайджан - в сфере развития безопасных и эффективных систем транспортных коридоров, Иран - в областях контроля над тиками и национального управления чрезвычайными ситуациями, Казахстан - в гуманитарной сфере, Республика Корея - по сотрудничеству в областях информационных технологий и энергетической безопасности, Россия - по сотрудничеству в развитии малого и среднего предпринимательства, Таджикистан - по сотрудничеству в области туризма, Турция - по борьбе с новыми вызовами и угрозами.
На сегодняшний день СВМДА является крупным международным ом, работа которого направлена на создание эффективной системы по обеспечение мира, безопасности и стабильности в Азии, которая насчитывает в своих рядах. Действующим председателем Совещания является Казахстан, который будет выполнять функции Председателя до 2010 года, а в 2010 году право Председательства переходит к Турецкой Республике.
Помимо этого, на состоявшемся брифинге Посол уделил внимание и февральскому Посланию Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», которая явилось логическим продолжением Посланий 2006 и 2007 годов и которые были посвящены Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее контоспособных государств мира и модернизации общества и инновационному развитию экономики страны, в целях реализации которой принята программа «30 корпоративных лидеров».
В своем выступлении А.Жумабаев, остановился на основных пунктах Послания Главы государства народу Казахстана.
Особое внимание аудитории было адресовано вопросам реализации внешнеполитических приоритетов нашей страны в контексте реализации данного Послания. В частности, казахстанский дипломат рассказал об использовании мирового опыта рыночной экономики развитии международного экономического сотрудничества, позволившей выйти на зарубежные рынки, обеспечив экономические успехи Казахстана. Сегодня в экономику страны привлечено иностранных инвестиций в объеме более 40 млрд. долл. США.
Создан и успешно пополняется Национальный фонд РК, предназначенный для обеспечения стабильного социально-экономического развития государства и снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов.
Сегодня практически все ведущие мировые державы признают РК главным партнером и союзником в регионе. РК рассматривается как «экономический локомотив» в Центральной Азии.
Убедительным свидетельством международного признания стало решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году.
ОБСЕ занимает уникальное место среди европейских институтов. Оно определяется ее составом, всеобъемлющим подходом к проблемам безопасности и инструментами предотвращения конфликтов, глубоко укоренившейся традицией открытого диалога и формирования консенсуса, а также наличием отлаженных механизмов сотрудничества.
Казахстанский дипломат отметил, что «ОБСЕ является важным элементом евроатлантической и евроазиатской архитектуры безопасности». Полноправное участие в деятельности Организации предоставляет нам уникальную возможность расширить многостороннее сотрудничество по всем трем измерениям (военно-политическому, экономико-экологическому и гуманитарному), обеспечить рамочные условия для укрепления мер доверия, придать дополнительный импульс преобразованиям в Казахстане и регионе Центральной Азии.
Ключевым вопросом современной повестки дня ОБСЕ является будущее Организации, ее адаптация к новым международным реалиям, усиление ее сравнительных преимуществ.
«Казахстан стремится обеспечить эволюционную трансформацию деятельности ОБСЕ в соответствии с ожиданиями и интересами всех участников, так как считает, что Организация не исчерпала своих возможностей», - отметил на брифинге Посол.
Кроме того, Посол подчеркнул, что Республика Казахстан, стала первым постсоветским государством, избранным на пост руководителя ОБСЕ. И в этой связи, «в качестве председателя Организации Казахстан намерен сфокусировать внимание сообщества на проблемах обеспечения стабильности и безопасности, укрепления терпимости и недискриминации, особенно по этническим и религиозным мотивам, противодействия международному терроризму», - заявил казахстанский дипломат.
Решение о Председательстве является признанием не только реальных достижений Казахстана в деле построения демократического общества и либеральной рыночной экономики, но и также большого вклада нашей страны в дело обеспечения глобальной безопасности и стабильности. Избрание Казахстана на пост председателя ОБСЕ состоялось благодаря авторитету Президента Нурсултана Назарбаева.
Казахстан отличает взвешенная политика достижения межконфессионального согласия. Толерантность для Казахстана – не только норма политической культуры, но и государственный принцип.
С самого начала Казахстан рассматривал свою заявку как средство дальнейшего укрепления стратегического курса на проведение глубоких демократических и экономических преобразований.
Наше государство доказало свою приверженность делу обеспечения международного мира, безоговорочно выбрав курс на демилитаризацию и ядерное разоружение. Унаследовав значительную часть советского ядерного наследия, мы одни из первых избавились от арсенала ОМУ и активно участвуем в современных режимах нераспространения.
Казахстан в качестве председателя ОБСЕ готов сыграть важную миссию по поддержанию мира и гражданского согласия в Центральной Азии, на всем пространстве Организации, наполняя реальным содержанием понятие евразийской безопасности.
Председательство Казахстана станет важным фактором в построении безопасной, стабильной и предсказуемой Центральной Азии; сыграет одну из ключевых ролей в развитии транзитно-транспортного диалога в рамках ОБСЕ, решении экологических проблем Центральной Азии, что имеет особое значение в условиях интенсивного экономического роста, а также придаст дополнительный импульс региональным интеграционным инициативам.
ОБСЕ, созданная когда-то как инструмент разрядки, должна оставаться дееспособным механизмом имплементации международно-правовых инструментов в области поддержания военно-политической безопасности. Поэтому, являясь активным сторонником региональной безопасности, Казахстан будет продолжать проводить политику поддержания стабильности в Центральной Азии и на всем пространстве ОБСЕ.
Касаясь разработки специальной программы «Путь в Европу», Посол отметил, что данная программа будет иметь особый статус. Ее основная цель – развитие всестороннего сотрудничества со странами Европы и европейскими структурами.
В программе найдут отражение следующие приоритеты по экономическому сотрудничеству, привлечению технологий и опыта управления, совершенствованию законов, разработке повестки дня и стратегического видения председательства Казахстана в ОБСЕ. Это развитие технологического сотрудничества с европейскими странами.
Необходимо реформирование транспортных коммуникаций. Открываются возможности для привлечения новейших технологий, таких как нано - и биотехнологии. Это позволит придать более завершенную форму отечественным технопаркам. Используемые в Европе технологии могли бы способствовать существенному развитию и нашего сельского хозяйства. Существующий в данной отрасли интерес со стороны Европы следует использовать при реализации имеющихся у нас задач по развитию конкретных областей.
Другим важным пунктом реализации программы «Путь в Европу» является энергетический диалог с Европой.
Отдельным направлением в программе будет развитие институциональной базы нашей страны на основе позитивного европейского опыта. Для нас представляет интерес законодательная база европейских стран, опыт по совершенствованию механизмов государственного управления, развитию местного и муниципального законодательства, правовые отношения государства с бизнесом, государства с НПО, центра и города.
Целесообразно также использование европейского опыта по совершенствованию экономического законодательства. Важной частью программы будет развитие малого и среднего бизнеса. В программе найдет отражение наше участие в основных европейских образовательных проектах. Количество образовательных проектов между РК и ЕС должно заметно вырасти. Необходимо дать возможность казахстанским студентам обучаться в ведущих европейских ВУЗах по программе «Болашак». Усилится взаимодействие в развитии системы профессионально – технического образования РК.
«Помимо этого, необходимо также развивать нашу систему здравоохранения с использованием передового европейского опыта. Одной из составляющих гуманитарного блока будет развитие сотрудничества в области культуры, информатизации, спорта и туризма»- заключил А.Жумабаев.
В конце брифинга А.Жумабаев подчеркнул, что в настоящее время отмечена сильная заинтересованность Казахстана и Украины в дальнейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах.
После брифинга состоялся официальный прием от имени Посла для политических, деловых и общественных кругов Украины, дипломатических и казахстанских представительств, казахской диаспоры.
agrinews.com.ua