Билеты на курортные поезда вновь подоали. В качестве утешительного приза «Укрзализныця» обещает, что поездов станет больше, а комфорт – повысится. Украинцам предстоит решить, стоит ли показанная «морковка» финансовых затрат.
С приходом летнего сезона граждане Украины получили ожидаемо неприятный подарок: «Укрзализныця» объявила о 5-процентном повышении на тарифов на пассажирские перевозки. Новые тарифы вступили в силу с 1 июня.
Следует заметить, что это – далеко не первый скачок. На протяжении прошлого года тариф уже «потяжелел» на 15%, а с начала 2008-го – еще на 8,7%. Всего же Минтранс предлагает увеличить стоимость проезда пассажиров в общей сложности еще на 15% - правда, в 3 этапа. Первый, как видим, уже стартовал. И хотя железнодоники оставляют за собой право вводить скидки на отдельные поезда и направления, вряд ли эта мера коснется наиболее популярных в летний период маршрутов. Скорее, можно говорить о ложке меда в бочке дегтя.
Причины очередного повышения тарифов известны. Руководство Минтранса не раз сетовало на изношенность подвижного состава, трудности в осуществления качественного переформатирования привокзальных инфраструктур, нерентабельность многих видов перевозок, недостаточность оборотных средств. С начала года железные дороги Украины недополучили свыше 75 млн грн. компенсации за перевозку пассажиров льготных категорий: из полагающихся 110,8 млн. гривен - только 35,6 миллионов. А если учесть еще и то обстоятельство, что за январь-апрель т.г. доходы ведомства от пассажирских перевозок составили 933,7 млн грн, в то время как расходы - 2 млрд 666 миллионов, то меры, к которым вынуждена прибегнуть отрасль, вполне объяснимы. Впрочем, понять-то – можно, а вот принять повышение тарифов как норму – куда сложнее. В особенности людям с невысокими доходами.
Отныне «пересічному українцю», желающему добраться до Севастополя в купейном вагоне, придется выложить 135 гривен, в плацкартном – 91; до Феодосии - соответственно 107 и 74 гривны; до Керчи - 122 и 83. Что же касается комфортного путешествия в СВ, то здесь южное направление бьет все рекорды: цены колеблются от 303 до 529 грн. И тут уж потребитель недешевых железнодоных услуг хочет - не хочет, а призадумается, не лучше ли выбрать альтернативу – скажем, авиаперелет.
В конце мая в Одесском апорту приземлился первый самолет из Киева, билет на который стоил всего 79 гривен. Правда, помимо стоимости проездного документа, пассажирам придется платить за багаж и бронирование. При этом заказывать билет надо заранее. Да и по цене меньше 100 гривен его можно будет приобрести лишь в том случае, если бронирование состоится за несколько месяцев до планируемого вояжа. Если же - день в день, то, к примеру, перелет в столицу с южных берегов «облегчит» кошелек пассажира примерно на 100 долларов. И хотя эта сумма вполне соизмерима со стоимостью проезда в СВ, радоваться можно лишь самому факту, что у нас мало-помалу появляется выбор.
Как бы там ни было, эксперты все равно прогнозируют летний ажиотаж возле железнодоных касс. По подсчетам Министерства курортов и туризма Крыма, с начала 2008-го года официальное количество отдохнувших на полуострове составило более 516 тысяч человек, что на 6,5% больше, чем в прошлом. Истинное же количество отдыхающих и вовсе неизвестно. Не исключено, что, невзирая на нестабильную экономическую ситуацию, растущую инфляцию и экологические проблемы, этот летний сезон станет ударным. И пусть для многих Греция, Турция и Египет милее традиционного отдыха в пределах СНГ, большинство россиян и украинцев предпочитают «давно насиженные места» - здесь, пусть и комфорт не тот, и обслуживание не ахти, - зато люди «свои», язык понятен, досуг - прогнозируем. К тому же, взамен очередной непопулярной меры, «Укрзализныця» предлагает пассажирам «свободные места» в поездах. Ведь, как показывает практика прошлых лет, в разгар сезона пассажиры готовы переплачивать в разы, лишь бы добраться до вожделенного курорта.
Радует и то обстоятельство, что в летний период планируется значительно увеличить количество поездов, курсирующих в южном направлении. В общей сложности, согласно новому графику, - 88. А чтобы добираться до места назначения стало быстрее, техническая скорость пассажирских поездов повышена на 0,5 км/ч - до 63,1 км/ч.. Да и короткосоставные поезда по основным направлениям объединят, что даст определенную экономию эксплуатационных расходов.
Помимо этого, железнодоники обещают нам - как некий утешительный приз – повышенную комфортность. Конечно, «западных стандартов» нам пока ожидать не приходится, но планы на будущее все же обнадеживают. Во-первых, «Укрзализныця» ведет переговоры с ЕБРР о получении кредита на модернизацию железнодоных путей в направлении крупных морских портов. Во-вторых, с начала 2008 года этой структурой приобретено 104 пассажирских поезда (всего до 2015 года планируется инвестировать в обновление подвижного состава 130 млрд.грн.). Готовится к реализации проект строительства железнодоной ветки к международному апорту «Борисполь. В пассажирском вагонном депо Донецка накануне летних перевозок начал работу универсальный автоматизированный комплекс для мойки поездов, электропоездов и локомотивов. На Львовской, Приднепровской и Донецкой железных дорогах созданы рабочие группы по определению инвесторов и организации строительства пригородных вокзалов в Донецке, Львове и Днепропетровске. Улучшается сервисное обслуживание пассажиров – начиная с кондиционеров, телевизоров и холодильников в купе и заканчивая возможностью пользоваться услугами Интернета…
Словом, если верить заверениям чиновников от Минтранса, когда-нибудь мы обязательно доживем до стандартов цивилизованного мира – хотя бы в плане транспортного обслуживания. И все же, пока эти обещания – не более чем морковка, которую нам показывают издалека, предлагая выложить за нее немалые деньги здесь и сейчас.
У кого эти деньги есть, – выкладывает. А у кого нет, – утешает себя сакраментальным: «А олени – лучше…»
Инф. proua
agrinews.com.ua