Настоящее лето еще не наступило, но мы уже взяли низкий старт. Если с теплой погодой не заладится дома – нет сомнений в том, что будет отпуск и будет море. И тем приятнее окажется щегольнуть загаром перед ближним своим по возвращении. Лишь бы этот загар нам не навредил.
Миф первый: солнцезащитные средства не нужны, их навязывают нам маркетологи
В качестве аргумента приводятся соображения о том, что веками жители южных регионов, а также моряки, крестьяне постоянно находились на солнце – и ничего страшного с ними не случалось.
Дело в том, что южные народы, а также представители профессий, включающих в себя работу «на свежем воздухе», имели постоянную круглогодичную привычку к солнцу. Они гораздо меньше обгорали, были смуглее. А вот кожа людей, выезжающих поваляться на пляже на две-три недели в год, не успевает адаптироваться к изменившимся условиям. Она испытывает стресс, сильнее обгорает, возникает больший риск возникновения меланом.
Простой пример: по статистике, в Израиле и Австралии, наибольшее количество заболевших раком кожи – экс-эманты из стран с более холодным климатом и менее активным солнцем, приехавшие в эти страны менее 10 лет назад. Коренное население и австралийские аборигены сталкиваются меланомами гораздо реже.
И еще: помимо защитной функции, все эти кремы активно увлажняют кожу. Догадываются ли сторонники естественного загара, апеллирующие к тому, что моряки и крестьяне загорали без солнцезащитных средств, что кожа этих людей была далеко не в идеальном состоянии?
Миф второй: кремы с высокой степенью защиты можно наносить раз в день
Кремы с высоким коэффициентом защиты вызывают ощущение безопасности. Однако это ощущение ложное.
Дело в том, что любое солнцезащитное средство (будь то крем или спрей) работает по принципу микроскопических зеркалец, отражающих солнечные лучи. Между этими микроскопическими «зеркальцами», распределенными по коже, в любом случае останутся микроскопические зазоры. Солнечные лучи, попавшие в эти зазоры, могут вызвать ожог. Поэтому, чем регулярнее вы наносите солнцезащитный крем, тем больше уверенности в том, что эти «зеркальца» попадут на разные фрагменты кожи.
Производители рекомендуют наносить солнцезащитные кремы раз в два часа, медики советуют не брезговать делать это каждый час. И уж в любом случае не стоит рассчитывать на существование крема, который можно нанести раз и навсегда.
Миф третий: чем выше коэффициент защиты, тем надежнее солнцезащитный крем
На солнцезащитных средствах рядом с коэффициентом защиты, производители иногда пишут дополнительные пояснения: для светлой, очень светлой или, наоборот, для смуглой кожи. Некоторые пытаются проводить вычисления, исходя из указанного на тюбике коэффициента защиты. Например, крем с коэффициентом 60 по идее должен оказаться в 6 раз надежнее, чем средство с коэффициентом 10.
И если крем с коэффициентом защиты 10 необходимо повторно наносить примерно раз в час, то логично предположить, что солнцезащитное средство с коэффициентом 60 можно обновлять в 6 раз реже. Ничего подобного: крем с коэффициентом защиты 10 отражает примерно 92% ультрафиолетовых лучей, в то время как крем с коэффициентом 60 – примерно 98%.
Кроме того, крем с высоким коэффициентом защиты блокирует естественный сигнал тревоги, которым является покраснение кожи. То есть, когда кожа покраснела при использовании крема с высокой степенью защиты, диагноз неумолим - сильный ожог. Поэтому производители солнцезащитных средств пришли к выводу о необходимости перейти к другим обозначениям: вместо конкретных цифр писать - крем низкой, средней или высокой степени защиты.
Миф четвертый: кремы с высоким коэффициентом защиты опасны для здоровья
Под здоровьем имеется в виду прежде всего риск онкологических заболеваний. Парадокс: с одной стороны, дерматологи утверждают, что загар без солнцезащитных средств может сильно навредить, а с другой стороны, в СМИ периодически начинаются разговоры о том, что солнцезащитные средства с высоким коэффициентом защиты приводят к онкологии.
Дело в том, что в начале девяностых в США были проведены исследования, посвященные UV-A-фильтрам (соответственно, защищающим от лучей типа А). Ультрафиолетовые типа В были тогда еще не известны. Как только стало ясно, что именно лучи В-типа представляют основную опасность, солнцезащитные средства стали состоять из фильтров, защищающих от лучей двух типов, результаты исследования были преданы оге. Из-за шумихи мало кто обратил внимание на то, что речь шла о солнцезащитных средствах предыдущего поколения, способных фильтровать только UV-A.
Миф пятый. Людям со смуглой кожей можно не пользоваться солнцезащитными средствами
Солнечные ожоги получают все – и смуглокожие, и бледнолицые. Это всего лишь вопрос времени: получить ожог пятнадцатью минутами раньше или пятнадцатью минутами позже.
Medportal