76% акций ОАО «Лугансктепловоз» были внезапно проданы без предварительного объявления о возобновлении конкурса и какой-либо контной борьбы. Как считают эксперты, в силу этих причин сделка является беспрецедентной и легко может быть оспорена в суде.
В минувшую пятницу совершенно неожиданно для подавляющего большинства состоялся конкурс по продаже 76% уставного фонда ОАО «Холдинговая компания «Лугансктепловоз». До этого момента дата его возобновления и проведения, похоже, была известна только руководству Фонда государственного имущества Украины и компаниям, представлявшим в конкурсе интересы его фаворита – российской группы «Трансмашхолдинг».
Напомним, что, согласно процедуре, объявленный летом конкурс по продаже госдоли в ОАО «Лугансктепловоз» должен был состояться 3 октября 2006 года, однако менее чем за сутки до его проведения был отменен предварительными постановлениями ряда судов, главное из которых было инициировано Государственной администрацией железнодоного транспорта Украины «Укрзализныця». Как известно, заявки на участие в конкурсе были поданы номинально от четырех – ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод», ОАО «Демиховский машиностроительный завод», ОАО «Днипровагонмаш» и ОАО «Марганецкий горно-обогатительный комбинат», а реально – от двух претендентов, поскольку две первые компании представляли интересы ведущей в российском транспортном машиностроении группы «Трансмашхолдинг», а две вторые – крупной украинской финансово-промышленной группы «Приват».
Следует отметить, что состав участников конкурса, которых специальная конкурсная комиссия ФГИУ отбирает из подавших заявки потенциальных претендентов на основе изложенных в условиях конкурса квалификационных требований, представители фонда, согласно процедуре, обнародуют примерно за неделю его проведения. Но, как известно, вплоть до 2 октября ни одной из четырех компаний в участии отказано не было. Иными словами, тогда, рассматривая заявки потенциальных претендентов, конкурсная комиссия фонда сочла, что все они соответствуют квалификационным критериям.
Тем не менее, возобновив тот же самый конкурс примерно в последней декаде марта 2007 года, конкурсная комиссия, несмотря на то, что его условия, разумеется, не изменялись, вдруг пришла к выводу, что обе компании, представлявшие интересы группы «Приват» – ОАО «Днипровагонмаш» и ОАО «Марганецкий горно-обогатительный комбинат», не соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к потенциальному инвестору, а потому – в конкурсе участвовать не могут. Что, кстати, тоже стало известно только в день его проведения. В результате в торгах участвовали две, а фактически – одна компания – ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод», которая, предложив за объект 292, 505 при стартовой цене 292 млн. грн., вследствие отсутствия каких-либо реальных контов и стала победителем.
Надо сказать, что состоявшаяся 23 марта долгожданная приватизация ОАО «Лугансктепловоз» абсолютной неожиданностью не была. Дело в том, что за неделю-две до продажи сначала председатель ФГИУ Валентина Семенюк, а потом – заместитель председателя ФГИУ Дмитрий Парфененко анонсировали возобновление конкурса, сообщив об отзыве «Укрзализныцей» иска, препятствовавшего ранее его проведению. Однако необходимого, согласно процедуре, официального объявления все-таки не было. Более того, по словам представителя ОАО «Марганецкий ГОК» Марии Переясловской, несмотря на многочисленные обращения в фонд с просьбой сообщить дату аукциона, ни о ней, ни о том, что этот претендент не допущен к конкурсу, его не уведомили. Тем не менее, никаких объяснений по этому поводу председатель ФГИУ не дала.
Вполне естественно, что в результате столь свободного обращения нынешним руководством фонда с законодательно зафиксированными правилами проведения приватизационных торгов, конкурс, первоначально организованный по принципу аукциона с открытым предложением цены, состоялся без конции, а цена продажи почти не превысила стартовую. Между тем, ранее г-жа Семенюк неоднократно заявляла о том, что приватизация ОАО «Лугансктепловоз» будет столь же безукоризненной и успешной, как и продажа ОАО «Кривосталь» и принесет в бюджет не менее 400 млн. грн. Примерно ту же сумму планировал заплатить за этот объект и не участвовавший в конкурсе претендент – КБ «ПриватБанк», представители которого после конкурса отметили, что по их оценкам он стоит «порядка 380-400 млн. грн.».
Тем не менее, продав объект без конции и на 25% дешевле ожидаемого, председатель ФГИУ заявила, цена объекта упала из-за «судебных разбирательств, которые затормозили конкурс на полгода». Однако если что-то в течение последних шести месяцев и изменилось – то только решение конкурсной комиссии о составе участников, который и был единственным решающим фактором в установлении рыночной цены.
Как констатировал экс-председатель ФГИУ, ныне – заместитель председателя Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации Александр Бондарь, «состоявшаяся продажа 76-процентного пакета акций ОАО «Луганстепловоз» является беспрецедентной в истории украинской приватизации». По его словам, «до сих пор еще никогда возобновленный после судебных запретов конкурс не проводился без дополнительного объявления». А потому, как заявил г-н Бондарь, по получении от фонда официальной информации, Спецкомиссия непременно рассмотрит этот вопрос. Собственно говоря, столь грубое нарушение процедуры при проведении конкурса может стать основанием для отмены его результатов в любой инстанции и Спецкомиссия располагает всеми необходимыми полномочиями для того, чтобы это инициировать.
Наряду с этим, столь же весомой причиной оспаривания результатов конкурса могут стать и нарушения, допущенные конкурсной комиссией при отборе участников конкурса. И дело здесь не только в том, что, как констатировал вице-президент ИК «Украинский фондовый центр» Виталий Шушковский, «условия конкурса перед аукционом изначально были прописаны так, что именно российская группа была его фаворитом». А в том, при каких обстоятельствах и когда этот конкурсный отбор состоялся.
Таким образом, на сей раз группа «Приват», которая всегда отличалась недюжинным умением отстаивать свои инвестиционные интересы посредством судебных споров, имеет как никогда весомые аргументы для того, чтобы добиться признания конкурса недействительным. О том, что соответствующие иски непременно последуют, уже сообщили представители ОАО «Марганецкий горно-обогатительный комбинат»
Елена Герасимова, для E-NEWS agrinews.com.ua