На рабочем столе главы парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Николая Джиги - законопроекты, подготовленные ко второму чтению. Для Николая Васильевича эти документы, с которыми еще познакомится читатель, символизируют некий законодательный прорыв в области противостояния с коррупцией. Противостояния, в котором до сих пор наше государство безнадежно проывало.
- Николай Васильевич, вы разговариваете с пессимистом, с трудом допускающим гипотетическую возможность победы над коррупцией. Во всяком случае, в нашей стране, где слишком ощутимо влияние кланово-олигархических структур, вскормленных питательной коррупционной средой. Как можно заставить волков стать вегетарианцами?
- Волков можно изолировать на территории, обложенной флажками. В качестве флажков подразумевается законодательство. Остальное уже зависит от мастерства охотников. И потом, знаете, то, что кажется невозможным сегодня, может оказаться реальным завтра. Важно не бояться создавать предпосылки этой реальности. Надеюсь, вы понимаете, что коррупции следует противостоять как можно более жестко?
- Это очевидно.
- Наш комитет буквально захлестывает поток жалоб, дающий представление о беспрецедентной по масштабам коррупции, поразившей страну. На первом месте в этом своеобразном рейтинге общественного возмущения - налоговая служба.
- Почему жалуются на налоговиков?
- Прежде всего из-за необоснованных проверок, придирок, требований. Это серьезнейшее препятствие для развития малого и среднего бизнеса. Особенности национального законодательства дают возможности безнаказанно наглеть чиновнику, перед его произволом предприниматель беззащитен.
Закон о налоге на добавленную стоимость лишь условно можно считать законом. А по сути - это преступная схема для разворовывания бюджетных средств. Известны случаи, когда от суммы возврата НДС 20 процентов, 30 процентов, даже 50 процентов "отстегивались" чиновникам. Им совсем нетрудно поймать бизнесмена на реальном или мнимом нарушении. Если предприниматель не может откупиться, против него ждается уголовное дело.
Еще одна проблема касается бюджета. Что делают налоговики? Когда наступает конец месяца, звонят крупным налогоплательщикам и предлагают перечислить определенную сумму для выполнения плана. Обещая вернуть ее в первых числах следующего месяца как ошибочно начисленную. На бумаге план выполнен, но деньги фактически в бюджет не поступают. И такое происходит постоянно по всей стране.
- У меня создалось впечатление, что назначение опытного налоговика Анатолия Брезвина на должность главы ГНАУ - одно из наиболее удачных и оправданных кадровых решений последних лет.
- Его профессионализм сомнений не вызывает. Речь идет о болезни, давно поразившей всю систему налоговой службы. Это болезнь с явно коррупционными симптомами. Думаю, у налоговой достаточно возможностей, чтобы навести порядок. Есть подразделения по борьбе с коррупцией, есть милиция. Должна же существовать, в конце концов, и принципиальность самих руководителей. Но если это возведено в ранг внутренней политики, покончить с таким явлением непросто.
Сказанное мною в полной мере относится и к таможенной службе, и к судебной системе. Последняя нам вообще неподконтрольна как независимая ветвь власти, это словно государство в государстве.
Немало безобразий и в органах местного самоуправления, особенно связанных с выделением земельных участков. Выработалось уже неписаное правило: не заходить в кабинет чиновника с пустыми руками. Оно повсеместно укоренилось в психологии людей - и дающих, и берущих.
Естественно, все эти явления требуют оперативной и адекватной законодательной реакции.
- Насколько я понимаю, речь идет о трех основных законопроектах?
- Да, о проектах законов об основах предупреждения и противодействия коррупции, о внесении изменений в некоторые законодательные акты об ответственности за коррупционные правонарушения, об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений.
Допускаю, для человека, не владеющего хотя бы основами юриспруденции, названия документов звучат сухо и формально. Но можете мне поверить на слово: принятие этих законов (а я не сомневаюсь, что парламент за них проголосует) означает подлинную революцию в правовом обеспечении противостояния с коррупцией.
Документы концентрируют в себе юридические и организационные основы предупреждения и противодействия коррупции в ой и частной сферах общественных отношений, порядок возмещения причиненного вследствие коррупционных правонарушений ущерба, требования по восстановлению прав и законных интересов физических и юридических лиц, государства, принципы международного сотрудничества в борьбе с коррупцией. Они предусматривают ряд давно назревших изменений и дополнений Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, Кодекса Украины об административных правонарушениях. Наконец, они гармонизируют наше национальное законодательство с европейским, приводят его в соответствие с Конвенцией ООН.
- Но принять законы - это далеко не все. Необходимо, чтобы они работали...
- Вы абсолютно правы. А для того, чтобы закон работал, его должны уважать, перед ним должны быть равны все - от президента до водителя такси. Есть и другая сторона проблемы: важно, чтобы карающий меч Фемиды опускался не только на "стрелочников". Ведь на кого обычно составляются протоколы об административных нарушениях, связанных с коррупцией? На секретарей, председателей сельских советов. А госчиновников третьего - первого рангов, как правило, в обиду не дают.
Поскольку в законах, о которых я рассказывал, речь идет обо всех должностных лицах, включая и народных депутатов, появляется основание вернуться к вопросу о депутатской неприкосновенности.
- А вы за нее или против?
- Я - сторонник снятия депутатской неприкосновенности. Однако против того, чтобы этим спекулировали в популистских целях, декларируя свою исключительность и едва ли не святость перед законом. В политике святых не бывает.
- Но нет недостатка в желающих оправдать те или иные сомнительные поступки самыми благовидными мотивами. Бывший министр внутренних дел, например, оценивает свою деятельность на этом посту исключительно со знаком плюс, заявляя о намерении привлечь к ответственности преемника за клевету, прозвучавшую с трибуны Верховной Рады.
- Юрию Луценко для начала следовало бы посоветоваться с хорошим адвокатом, поскольку дело о его возможной причастности к коррупционным правонарушениям еще не завершено.
Слушая выступление министра внутренних дел, рассказывающего о достаточно показательных деталях трудовых "свершений" Луценко на этом посту, я еще раз задался вопросом: как мог президент доверить такое серьезное ведомство настолько безответственному, настолько непрофессиональному человеку?! Луценко учинил настоящую расправу над опытнейшими специалистами. Самые лучшие из них, способные наиболее эффективно противостоять преступности, были изгнаны из милицейских рядов, деморализованы.
- В свое время Юрий Луценко делал немало громких заявлений, в том числе и по делам Колесникова, Щербаня...
- Заявлений совершенно безграмотных, с исковерканной юридической терминологией. Для того чтобы решиться на такие заявления, нужно иметь четкое профессиональное представление о том, что такое уголовное дело, что такое состав преступления. Не удивительно, что дела Колесникова, Щербаня, как и десятки подобных, рассыпались.
А вы помните столь же громкие заявления новой власти по поводу убийства Гонгадзе? Для меня не понятно, почему нет решения суда, если найдены исполнители. Почему общественности не известно, что происходит во время процесса? Ведь процесс, мягко говоря, не из рядовых.
- На днях Генпрокуратурой закрыто также весьма резонансное дело о гибели Юрия Кравченко. Парадоксально: все, с кем приходится говорить на эту тему, убеждены, что экс-министра убили. Генпрокуратура же настаивает на самоубийстве.
- Если Генеральная прокуратура по итогам своего расследования глубоко убеждена, что это не убийство, а самоубийство, тогда у меня возникает закономерный вопрос: почему никто не привлечен к уголовной ответственности за доведение до самоубийства? Почему на свободе те, кто с трибуны призывал арестовать Кравченко, кто о, через средства массовой информации, вызывал его на допрос? Почему те, кто годами отравлял ему жизнь, не несут никакой ответственности?
- Один немодный ныне классик говорил, что жить в обществе и быть свободным от этого общества нельзя. Принадлежность к Партии регионов не мешает вам объективно относиться к происходящему и принимать взвешенные решения в качестве главы парламентского комитета?
- Абсолютно не мешает. В нашем комитете представлены основные политические силы парламента, за исключением коммунистов. Мы профессионально занимаемся созданием нужных стране законопроектов. В сессионном зале, где блокируют трибуну, отключают свет - вот там много политики. У нас же ее, в смысле шума, споров, доходящих до драк, нет. И хотя представителей ПР большинство, мы никогда не пользуемся своим преимуществом. Есть такая норма: если на заседании комитета кто-то отсутствует, он письменно передает кому-то право голоса. Так вот, представители БЮТ, "Нашей Украины" свои голоса часто передают мне. Мы доверяем друг другу.
- Вы упомянули об инциденте с отключением света. Похоже, в арсенале оппозиции немало и других, не менее эффективных возможностей заблокировать работу парламента.
- Я оцениваю это как грубое нарушение закона. За подобные вещи, за срыв работы государственного учреждения надо привлекать к ответственности.
- Но для того, чтобы привлечь к ответственности, необходимо решение Верховной Рады...
- Если необходимо - проголосуем.
Беседовал Юрий Константинов, "CN-Столичные новости"
agrinews.com.ua