• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • С начала года "горькая" подоала в среднем на 6%
    Опубликовано: 2005-05-10 20:35:15
    На протяжении многих лет объемы потребления и в Украине остаются стабильными — 30-35 млн. дал в год. Правда, ряд производителей фиксируют некоторое падение со стороны потребителей интереса к е за счет увеличения потребления слабоградусных напитков, прежде всего, а. Но пока, по их словам, влияние подобной тенденции на водочный рынок минимально. Официальная же статистика снова зарегистрировала рост производства ЛВИ — в 2004 г. по сравнению с 2003 г. оно выросло до 41 млн. дал (включая слабоьные напитки). Компании, работающие на рынке, связывают это с ростом темпов легализации рынка. По оценкам экспертов, за последние 6-8 месяцев доля теневого рынка сократилась с 40% до 35-30%. В компании "Союз-Виктан" этот успех государства связывают с введением единой ставки акцизного сбора на спирт для всех участников рынка. Не последнюю роль в процессе легализации сыграло и введение гарантии уплаты акцизного сбора путем предоставления получателем спирта авалированного банком налогового векселя, подтверждающего безусловное обязательство уплатить акцизный сбор. Сер Величко, директор по маркетингу ЛВЗ "Хортиця", отмечает, что, благодаря сокращению доли теневого рынка, общее производство легального я увеличилось на 2,5-3 млн. дал.

    Госрегулирование
    По мнению экспертов, поправки к Закону о Госбюджете, принятые в конце марта, будут иметь для отрасли весьма серьезные последствия. Например, увеличение стоимости лицензии на оптовую торговлю ем с 50 тыс. грн. до 250 тыс. грн. приведет к изменениям в структуре сбыта ЛВИ. Владимир Демчак, директор ассоциации "СОВАТ", считает, что если бы стоимость лицензии на оптовую торговлю увеличилась в 10 раз (до 500 тыс. грн.), как было предложено правительством вначале, систему дистрибуции водочных компаний пришлось бы немедленно реструктуризировать вследствие массового ухода оков с рынка. Удоание лицензии в пять раз, по его мнению, не приведет к резкому сокращению количества торговцев. Оно будет происходить постепенно, по мере окончания срока действия старых лицензий. Иного мнения придерживается Игорь Топчий, генеральный директор ТД “Мегаполис”. По его словам, если для основных оков удоание лицензий приведет к уменьшению прибыльности бизнеса, то для мелких оптовиков, не способных заплатить за лицензию новую цену, это станет полным крахом. Впрочем, небольшие шансы остаться на рынке есть и у мелких компаний. Они могут объединяться и работать, ку одну лицензию. Однако г-н Топчий уверен, что мелкие оптовики, "побарахтавшись", начнут сходить с дистанции уже через 2-3 месяца, в крайнем случае, по истечении срока действия лицензий. "Уменьшение количества оптовых компаний станет еще одним сдерживающим фактором для выведения на рынок продукции новых торговых марок, поскольку ее будет сложно продвигать и продавать. Кто будет это делать?" — вполне резонно спрашивает Игорь Топчий.

    Цены
    Грядут изменения и в рознице. В результате принятых изменений в Закон "О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, чного и плодового, ьных напитков и табачных изделий" стоимость лицензии на розничную торговлю ьными напитками увеличится вдвое — с 4 тыс. грн. до 8 тыс. грн. И теперь лицензии будут выдаваться не на магазин, а на каждый кассовый аппарат. В компании "Союз-Виктан" полагают, что затраты на оплату лицензий розница, скорее всего, переложит на плечи конечного потребителя. Не отрицают этого и представители торговых сетей. На недавно прошедшем в Киеве заседании "круглого стола", организованного Национальной ассоциацией торговли и сервиса, они заявили, что ь в сетевых магазинах уже в ближайшее время подоает на 4-5%. При этом многие предприятия торговли не смогут позволить себе такую роскошь, как торговля ьными напитками. Игорь Топчий считает, что удоание лицензии на розничную торговлю ьными напитками окажет негативное влияние на динамику развития розницы. Владимир Демчак отмечает, что для небольших магазинов неподъемна даже старая цена лицензий, поэтому торговцев ем в 2004 г. стало на 7 тыс. меньше. Операторы полагают, что повышение ставки акцизного сбора на спирт с 16 грн. до 17 грн. увеличит конечную стоимость продукции примерно на 5%. По словам Олега Ткаченко, коммерческого директора ТД "Арго Трейд", "с начала 2005 г. а подоала на 2-10% , что уже приводит к изменению ценовых сегментов". С ним согласен и Сер Величко. Он считает, что сегодня происходит дробление среднего ценового сегмента на подсегменты: 10-12 грн., 12-15 грн., 15-18 грн. за 0,5 л. При этом наиболее острая конция будет наблюдаться между ами в подсегменте 10-12 грн. Оксана Белоцерковская, начальник отдела маркетинга и рекламы УВК Nemiroff, отмечает активное развитие сегмента водок класса премиум и суперпремиум. На рынке появилась а стоимостью 70-100 грн. Игорь Топчий тенденцию роста цен на ЛВИ связывает с выходом из тени некоторых производителей, с увеличением вложений в рекламу и продвижением продукции. Оксана Белоцерковская уже в ближайшее время прогнозирует максимальное сокращение объемов продаж ЛВИ в дешевом ценовом сегменте.

    Экспорт
    Недовольство российских производителей активностью украинских коллег на их рынке, вылившееся в заявление Российской ьной ассоциации, для украинских производителей последствий не имело. По словам Владимира Демчака, зафиксировав в первые месяцы 2005 г. уменьшение объемов производства ЛВИ на 12%, россияне поняли, что бороться пока надо не с "горілкою", а с собственными нелегалами. Игорь Топчий полагает, что Россия не добьется ограничения выхода украинских производителей на свой рынок: "Единственное, чего они могут добиться, так это подтолкнуть украинских собственников торговых марок к строительству или покупке заводов в России". Сейчас украинская а в России на 30% дое продукции местных производителей, что сдерживает рост ее доли на российском рынке. Если же украинцы начнут открывать ЛВЗ в России, цена украинской и на российском рынке уменьшится на 20-25%, а доля — вырастет. Пока собственное производство в РФ открыла только компания "Союз-Виктан". 21 марта 2005 г. компания завершила процедуру покупки ЛВЗ в г.Руза Московской области у группы компаний "Вестор". "Наличие собственного производства в России — необходимое условие для дальнейшего развития компании", — сказал председатель наблюдательного совета компании "Союз-Виктан" Андрей Охлопков. Эксперты полагают, что объемы украинского экспорта в Россию будут расти. Как отмечает Оксана Белоцерковская, украинским производителям становится тесно на внутреннем рынке, и резерва для наращивания объемов продаж внутри страны почти не остается. Украинский водочный рынок сформирован, и его перераспределение возможно только между основными оками, причем перераспределение незначительных долей при больших инвестициях. "Российский рынок нам интересен своей географической ью и впечатляющими объемами. Есть еще один большой рынок — американский. Но имеется одна сложность — его удаленность от Украины и различия в менталитете потребителя", — отметила г-жа Белоцерковская. Кстати, представители компании "Союз-Виктан" считают, что с активизацией экспортной работы украинских компаний на международном рынке стала формироваться популярная ниша ьных напитков — белые украинские и.

    оки и ассортимент
    За несколько месяцев, прошедших с момента публикации последнего обзора рынка и, десятка лидеров украинского водочного рынка осталась неизменной. Среди наиболее ярких тенденций отчетного периода — прекращение массового вывода на рынок новых брендов. По оценкам Оксаны Белоцерковской, набор брендов стабилизировался. Сейчас идет планомерная работа по их развитию (в частности, разработка новых ассортиментных позиций). Игорь Топчий полагает, что на сегодняшний день выделились те торговые марки, которые, скорее всего, и будут доминировать в ближайшие пять лет. Таких марок 10, не более. Что касается остальных, если в начале 2004 г. у них еще были какие-то шансы "выйти в люди", то развитие ситуации в 2005 г. дает все основания утверждать, что такой возможности у них теперь нет. Выводить новые марки на рынок сегодня могут себе позволить компании первой пятерки или кто-то с "шальными" деньгами со стороны — настолько затратным стал этот процесс. То, что некоторые торговые марки появились на рынке и исчезли в течение последнего года, не оправдав инвестиций, видимо, отбило охоту у многих заниматься этой деятельностью вообще. В то же время торговые марки, выведенные до обозначенного периода, сегодня набирают обороты. И если продукция ТМ "Медов" добавила объемов продаж уже существующему производителю ("Союз-Виктан"), то продукция ТМ "Хортиця" и "Благов" вывела в группу лидеров нового украинского производителя — "Имидж Холдинг".

    Дистрибуция
    Операторы прогнозируют, что подоание лицензии на оптовую торговлю ЛВИ значительно сократит количество проданных лицензий. Скорее всего, от практики покупки нескольких лицензий откажутся дистрибуторы ЛВИ, делавшие это ранее для большей сфокусированности своих подразделений на продвижении отдельных брендов. Возможно, прекратят свое существование некоторые торговые дома и производители будут отгружать продукцию прямо с предприятий. Качество дистрибуции заметно снизится. Оксана Белоцерковская настроена более пессимистично. По ее мнению, эта мера приведет к образованию в отдельных регионах монопольных дистрибуторов, диктующих свои условия как производителям, так и потребителям. Используя плату за лицензию как фискальный рычаг, наполняющий бюджет, государство, по сути, уничтожает концию на рынке. Результатом может стать только подоание и во всех ценовых сегментах, поскольку с уходом с рынка мелких и средних оптовых компаний производителям будет тяжелее продвигать свою продукцию.

    Информирует Акциз. agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.