«Голубой, голубой, не хотим ать с тобой!» — потешались злые звери над щенком необычного цвета в известном мультфильме. У людей отношение к «голубым» всегда было неоднозначным. ую связь между мужчинами воспевали древние греки, за нее сжигали на костре во времена инквизиции. А врачи еще полвека назад лечили уалистов электрошоком.
«Голубой» уходит корнями в глубокую древность. Им баловались еще наши далекие предки неандертальцы. Об этом свидетельствуют недвусмысленные наскальные рисунки, найденные археологами. Впрочем, удивляться нечему, ведь если верить старику Дарвину, все мы произошли от обезьян, животных не слишком разборчивых в ых связях. Наглядный пример, иллюстрирующий их нравы: зачастую вожак обезьяньей стаи, чтобы упрочить свой социальный статус, яется с озрелыми самцами. Такой вот своеобразный способ нейтрализации контов.
уальные отношения были обычным явлением во многих индейских племенах Северной Америки, а также у аборигенов Новой Гвинеи. При этом связь двух мужчин носила не столько тический, сколько мистический и даже ритуальный характер. Так в племени самбия (Новая Гвинея) считалось, что для юноши самый верный способ стать сильным и смелым — почаще глотать у ого воина. Интересно, что этот способ воспитания в некоторых племенах сохранился до XX века.
Особой популярностью пользовалась мужская любовь в Древней Греции. Причем считалась, что она возвышенней и изысканней, чем любовь к женщинам. Высокопоставленные эллины не только не скрывали своих «голубых» приий, но и всячески выставляли их напоказ. Поэты и художники воспевали прекрасные союзы умудренных жизненным опытом мужей с красивыми юношами, философы писали трактаты о пользе уализма. Так, Платон в избранных диалогах отмечал, что любовь между мужчинами служит высшим целям и подвигает молодежь на служение обществу. Точку зрения врачей на уализм высказал отец медицины Гиппократ.
Он утверждал, что такие связи весьма полезны, поскольку «мужественность и другие положительные качества ого мужчины через его семя передаются подросткам». Самим же ым мужчинам, по мнению того же Гиппократа, подобные отношения несли молодость и здоровье. Табу на уальные связи в греческом обществе касалось только рабов. Причин тому несколько. Во-первых, бый прагматизм: рабы должны размножаться, а во-вторых, эстетика: что может быть прекрасного в рабской любви? Кстати, слово «ия» — дословно «любовь к мальчикам» имеет греческое происхождение, но в те далекие времена смысл его не был уничижительным.
Одобренный главным врачом античности, уализм процветал не только у греков. Сохранилось множество свидетельств о «голубизне» аристократов Древнего Рима, древнеегипетских богов, а также нетрадиционной ориентации японских самураев и воинов-скифов.
С упадком великих цивилизаций отношение к уализму резко испортилось. В борьбу за мые устои вступила религия: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною — это мерзость», — поучал еще Ветхий Завет, пугая нечестивцев участью жителей а и Гоморры.
Однако повсеместные гонения на приверженцев нетрадиционной любви начались лишь спустя несколько столетий после дества Христова. С легкой руки христианских теологов личная жизнь граждан окончательно перестала быть личной и стала делом общественным. Для борьбы с грехом и аморалкой были введены специальные церковные законы, регулирующие уальность. ые контакты, не приводящие к ию, обозвали противоестественными и заклеймили словом «ия». О уальной ориентации в ту пору речь не шла, поэтому под одну и ту же статью попали и «голубые», и простые оуалы, склонные к экспериментам в и. Уличенным в ском грехе церковь грозила небесной карой.
Средние века оказались особенно тяжелыми для «голубых». К XIV веку правители практически всех европейских стран подчинились давлению церкви и объявили ию преступлением. Медики дипломатично отмалчивались, оставив эту проблему на откуп священникам, а последние с итами не церемонились. Инквизиция объявила мужеложство подением дьявола, ничуть не меньшим, чем колдовство или ересь. Так по английскому закону XIII века людей, замеченных в ой связи с лицами своего пола (а также с евреями и детьми), сжигали на костре. Для вынесения приговора судьям даже не нужно было доказывать, что подсудимый ался с мужчинами, хватало чистосердечного признания, выбитого под пытками.
В эпоху Ренессанса, когда власть церкви сильно сдала, «голубизна», а главное нетрадиционный , все еще оставались уголовно-наказуемыми преступлениями. И хотя людей сжигать перестали, попавшим в лапы правосудия грозили: смертная казнь, тюремное заключение, ссылка, выставление к позорному столбу или кастрация (в зависимости от страны, тяжести проступка и социального статуса обвиняемого).
На Руси к у между мужчинами относились гораздо спокойнее, чем на Западе: в XII веке единственным наказанием для «голубых» было церковное покаяние (от одного года до семи лет, как и за прочие уальные излишества). К согрешившим подросткам и холостым относились гораздо снисходительнее, чем к женатым. А если между мужчинами не было ого а, речь уже не шла о мужеложстве, а о ии, которое наказывалось мягче.
Первое же в истории России упоминание о серьезном наказании за уализм появилось только в XVIII веке в воинских артикулах Петра I, который, по некоторым свидетельствам, сам не брезговал мужскими ами. В документе говорится о телесных наказаниях за мужеложство и «вечной ссылке» в случае изния. Сначала эти указания касались только военных, но позже распространились и на штатских.
Итак, примерно до середины XIX века общественное мнение считало ые связи с лицами своего пола страшным пороком и ением. И только когда природой человеческой уальности заинтересовались ученые, отношение к «голубым» стало постепенно меняться.
Жил в XIX веке в Ганновере человек по имени Карл Генрих Ульрихс (1825-1895). Был он немцем и к тому же абсолютно «голубым». Как и всем остальным мужчинам, ему очень хотелось любви и и, но Ульрихс понимал, чем грозит раскрытие его уальных предпочтений. Другой бы на его месте давно ушел в мужской монастырь или ил бакалейщика из ближайшей лавки, с ужасом ожидая, что в любой момент его могут арестовать. Однако Ульрихс поступил иначе, ведь он был не только «голубым», но еще и смелым и талантливым человеком. Карл Генрих решил доказать всему миру, что любовь между мужчинами не порок, а особенность психики.
Собрав воедино свой жизненный опыт и уальные фантазии, полистав Платона и учебник по анатомии-физиологии человека, Ульрихс с 1864 по 1869 год на собственные средства публикует серию монографий под общим заголовком «Исследование загадки любви между мужчинами». Правда, не под своим именем, а под псевдонимом Нум Нумантиус. Именно Карл Ульрихс впервые описал уальную личность, ввел термин «уальная ориентация» и предположил, что она является вденной и неизменной, а значит естественной. Влечение мужчин друг к другу он называл уранизмом, по имени Урании, Афродиты небесной, покровительницы «голубых» у древних греков. А привычное нам слово «уализм» (по латыни homos — «одинаковый» us — «пол») придумал венгерский врач Карл Мария Бенкерт в 1869 году.
Пытаясь реабилитировать уалистов, неутомимый Ульрихс обратился за поддержкой к известным ученым: патологу Рудольфу Вирхову и психиатрам Карлу Вестфалю и Рихарду Крафт-Эбингу. Из них троих больше всего заинтересовался проблемой Крафт-Эбинг. Идея «голубого» самоучки Ульрихса о «естественности» уализма показалась маститому психиатру-оуалу бредовой. В 1886 году Крафт-Эбинг выпускает книгу о «уальных девиациях», в которой называет однополую любовь дегенеративным и патологическим состоянием психики. «уализм — это психическая болезнь», — новую теорию охотно поддержало большинство психиатров.
Так к началу XX века из порока, за который нужно наказывать, уализм стал болезнью, которую необходимо лечить. Первое, что пришло на ум медикам — «резать к чертовой матери». С конца XIX до начала XX века, примерно до 1912 года, уалистов пытались вылечить кастрацией. Врачи наивно надеялись, что, удаляя ые железы, навсегда избавляют больного от влечения к мужчинам. Некоторые «голубые» (видимо, с хистскими наклонностями) шли на операцию добровольно, других вынуждали. Однако результаты такого лечения были неутешительными, уальная ориентация уалистов-евнухов не менялась.
Другой метод лечения уализма был не менее оригинален. Вспомнив физиолога Павлова с его учеными собаками, врачи решили вырабатывать у «голубых» правильные условные рефлексы. Самый безобидный способ заключался в следующем. уалиста сажали в темную комнату и заставляли ировать. Когда же тот доходил до пика, резко включали свет и. ошарашенный больной видел на стене огромную фотографию обнаженной женщины. Предполагалось, что после нескольких таких сеансов у уалиста появится рефлекс ждаться от вида женского тела. Надежды врачей не оправдались.
Менее щадящий способ выглядел так. уалисту показывали картинки с обнаженными мужчинами, и, как только он ждался, били током (электросудоная терапия) или кололи вещество, вызывающее тошноту и рвоту. Медики добивались, чтобы вид мужского тела вызывал у пациентов отвращение. Курс лечения составлял 10-20 сеансов. Отвращение возникало, но временное.
Некоторые врачи взяли за основу лечения концепцию Зигмунда Фрейда, согласно которой особенности уальности людей связаны с детскими психическими травмами. уалисты годами ходили на сеансы психоанализа, но оуальнее не становились. Не помогали даже гипноз и аутотренинг.
В 50-е годы XX века появился еще один вид хирургического лечения «голубых». На этот раз медики решили резать не ые органы, а мозг. Операция называлась лоботомия. Хирурги, руководствуясь своими предпочтениями, рассекали перемычку между полушариями мозга, резали гипоталамус, уничтожали структуры, отвечающие за уальное поведение. Итогов у таких операций было несколько: полная потеря ого влечения, нарушение координации движений, паралич, проблемы со зрением. С 1969 года по требованию медицинской общественности и правительственных инстанций подобные операции были прекращены.
После того, как были открыты ые гормоны, врачи стали использовать в лечении уализма гормонотерапию. Увы, и здесь их ждала неудача. У «голубых», которые в больших количествах принимали женские гормоны, пропадало всякое уальное влечение, при этом они внезапно начинали толстеть, а у многих вырастала ь. У тех, кто принимал мужские гормоны, ая активность, напротив, повышалась, но любить себе подобных они не переставали. Впрочем, в некоторых случаях та или иная методика приносила успех, и врачам удавалось скорректировать уальную ориентацию пациентов, но это было скорее исключение, чем правило.
Откуда берется нетрадиционная уальная ориентация? На сегодняшний день существует больше десятка теорий, однако, пока ни одна из них окончательно не подтверждена. Согласно неврогенной теории во всем виноваты особенности строения мозга или его заболевания. Условно-рефлекторная теория гласит, что причины уализма кроются в жизненном опыте человека. Причиной вденной «голубизны» ребенка может оказаться недостаток мужских ых гормонов у матери во время ности, считает нейроэндокринная теория. А генетики предполагают, что предрасположенность к уализму передается по наследству, и ген, отвечающий за это, достается ребенку от матери вместе с X-хромосомой.
уализм казался врачам очень странным заболеванием. Причины неясны, как лечить непонятно, а из признаков — только тическое влечение к лицам своего пола. Может это и не болезнь вовсе? И в 1973 году Американская ассоциация психиатров большинством голосов исключает уализм из списка психических заболеваний. Всемирная Организация Здравоохранения поддержала это судьбоносное решение . спустя почти двадцать лет, а в Россию нововведение пришло лишь в 1993 году. уализм исключили из всех медицинских справочников, а из Уголовного Кодекса, наконец-то, убрали статью 121(1). Так к концу XX века «голубая» мечта Карла Ульрихса сбылась, нетрадиционную уальную ориентацию признали естественной и нормальной.
Но проблемы все равно остались, только из медицинских они стали социальными. По статистике, от 1 до 4% мужчин уальны, а это, согласитесь, немало. Неизбежно возникает масса вопросов. Регистрировать или нет уальные браки? Как быть с уалистами в армии? К примеру, русские туда особо не рвутся, а вот западные очень обижаются, если их не берут служить. И что, в конце концов, делать с гомофобами, ущемляющими права «голубых»?
На последний вопрос оригинально ответил американский психолог Ксавье Куантос. Он выделил восемь признаков скрытого уализма, из которых самый показательный — агрессивная гомофобия. Так что тем, кто с пеной у рта доказывает, что «голубым» в нормальном обществе места нет, есть над чем призадуматься.
МедПортал
agrinews.com.ua