Потребовалось чуть более 15 лет существования независимой Украины и 10,5 лет после принятия Конституции, чтобы страна получила, наконец, закон о Кабинете министров. Верховная Рада приняла этот документ 247 голосами ов антикризисной коалиции против 63 нашеукраинцев. Однако, эпопея с этим законом еще далека от своего завершения. В ходе более чем шестичасового рассмотрения законопроекта, поправки, предложенные Президентом Украины и близкими к нему депутатами от «Нашей Украины» были «завалены» ами антикризисной коалиции. При этом голосования по поправкам больше смахивало на месть за непреодоленное вето на бюджет.
Парламентское большинство избрало ту же тактику, что и оппозиция при рассмотрении Госбюджета: они просто не голосовали. Соответственно, для принятия документа постоянно недоставало голосов. Все это наводит на мысль, что Закон о Кабмине постигнет та же участь, что и бюджет-2007 - президентское вето.
Перед рассмотрением документа докладывал Глава Комитета по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления Виктор Тихонов. По его словам, со времени принятия закона в первом чтении 16 ноября 2006 года в профильный комитет пришло 586 предложений и поправок от 27 народных депутатов из всех парламентских фракций, а также от Президента Украины. Из них Комитет учел или частично учел 111 предложений и поправок.
Закон вводит новый, весьма интересный термин – политическая должность. Это предполагает, что на ов Кабмина не распространяется законодательство про госслужбу и трудовое законодательство, что, в свою очередь, предполагает дополнительный закон относительно особенностей прохождения службы на правительственных должностях.
Идея о совместимости депутатского мандата и министерской должности была полностью отброшена еще на стадии подготовки документа. По новому Закону, если народный депутат назначается на должность а Кабмина, то на этом же заседании парламента рассматривается вопрос о сложении им депутатских полномочий.
Кандидатуру на должность Премьер-министра, согласно принятому Закону, подает Президент Украины по предложению коалиции депутатских фракций не позднее, чем на 15 день после такого предложения. Если же Президент не внесет в указанный срок представления про назначение Премьера, коалиция сделает это самостоятельно.
Что касается министров, то они, за исключением министра иностранных дел и министра обороны, предлагаются Премьером и назначаются Верховной Радой. Министры обороны и иностранных дел вносятся Президентом также не позднее 15 дней после предложения коалицией кандидатуры Премьера. Если же глава государства нарушит указанные сроки, то и «президентских» министров будет предлагать коалиция. Если же парламент отклонил кандидатуру на должность министра, то новое представление вносится в течение 7 дней.
Полномочия правительства вступают в силу после принятия присяги не менее чем двумя третьими его ов.
Также законом предусмотрено 30 дней на подготовку программы Кабмина, которую Премьер-министр должен представлять лично. При этом парламент может дать правительству возможность доработать программу.
Свои полномочия Кабмин складывает перед новоизбранной Верховной Радой. Досрочная отставка правительства возможна при резолюции недоверия, которую выносит парламент, а также при отставке или смерти Премьер-министра.
Вопрос об ответственности правительства может поднять и Президент, и не менее одной трети Верховной Рады, но решение об отставке принимается, если за него проголосовало большинство от конституционного состава парламента.
Уволить министра, согласно принятому Закону, может Верховная Рада по представлению Премьер-министра. Причем это касается и тех министров, которые назначаются по квоте Президента, то есть, министров обороны и иностранных дел.
Вопрос о назначении руководителей центральных органов исполнительной власти, а также заместителей руководителей этих органов решает Премьер-министр. Кроме того, Кабинет министров определяет кандидатуры на должности глав местных госадминистраций и вносит Президенту соответствующие представления.
Регламентирует Закон и вопросы, связанные с контрассигнацией актов Президента. Так, президентский акт должен быть подписан профильным министром и Премьер-министром. Если же они считают невозможным подписание такого акта, они отсылают его Президенту с сопроводительным письмом, в котором излагается причина отказа. Таким образом, вводится своеобразный механизм, позволяющий Кабмину не выполнять указы Президента.
В Законе заложено и множество других норм, значительно усиливающих полномочия правительства. Соответственно ослабляются позиции Президента. С точки зрения перехода к парламентско-президентской модели правления в Украине такой подход вполне обоснован. Но, принимая во внимание настоящую борьбу за полномочия, которая развернулась в последнее время между Президентом и Кабмином, данный Закон может привести к новой волне властных противостояний. Вето на него практически неизбежно. А возможность его преодоления не менее туманна, чем преодоления вето на бюджет.
Президент так просто не отдаст свои полномочия.
Сер Днепровский, E-NEWS agrinews.com.ua