Очередное изменение статуса Государственной службы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации (Госавиаслужба) не принесет пользы отрасли. Такое мнение высказал экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин.
«Я не думаю, что очередное изменение статуса Госавислужбы принесет пользу отрасли», - отметил он.
По его мнению, слишком частые институциональные перемены негативно влияют на эффективность принятия решений в отрасли.
Кроме того, отметил Газизуллин, функции регулирования и управления в отрасли как правило разделяют во избежание конфликта интересов. «Такой принцип действует не только в ЕС, но и в Украине: например, в электроэнергетике и телекоммуникациях. Разделение регуляторных и управленческих функций в сфере гражданской авиации ЕС обязательно. Поэтому, чем более четко будут разграничены сферы ответственности Госавислужбы и Министерства транспорта и связи – тем лучше», - считает эксперт.
Он подчеркнул, Украина в 2004 году стала ом Евроконтроля, который координирует управление воздушным движением в Европе. Что касается безопасности полетов, то Украина пока не стала полным ом Объеденных авиационных властей (JAA), чьи функции возможно будут интегрированы в Европейское агентство по вопросам авиационной безопасности (ЕASA).
По словам эксперта, ЕАSA, занимающаяся обеспечением безопасности в гражданской авиации ЕС, в будущем будет отвечать за лицензирование анавигационных услуг, мониторинг соответствия неевропейских авиалиний правилам безопасности ЕС, а также безопасностью апортов. При этом агентство является независимым органом – законодательно, административно и финансово, подчеркнул Газизуллин.
«Если Украина ставит амбициозные цели по интеграции с Европейским Союзом, – через открытое небо, а в дальнейшем, возможно, и через присоединение к Единому европейскому небу, то, безусловно, необходимо создание отдельного органа, а также гармонизация всего законодательного поля в отрасли», - сказал он.
Кабинет Министров Украины своим постановлением от 2 ноября 2006 г. №1526 образовал Государственную авиационную администрацию как правительственный орган государственного управления в составе Министерства транспорта и связи.
Государственная авиационная администрация создается на базе Государственного департамента авиационного транспорта (Укравиатранс) и Государственной службы по надзору за обеспечением безопасности авиации (Госавиаслужба), которые ликвидируются. Это уже 13-е по счету реформирование авиационного органа Украины за годы независимости.
25 октября 2006 г. Госавиаслужба заявила, что обеспокоена инициативами Минтранссвязи ликвидировать Госавиаслужбу как центральный орган исполнительной власти со специальным статусом, а вместо нее создать единую государственную авиационную администрацию в составе министерства.
По словам замглавы Госавиаслужбы Сер Губаня, это противоречит основным стандартам организации ICAO (International Civil Aviation Organization - Международная организация гражданской авиации) в части обеспечения безопасности полетов. Согласно международным рекомендациям, в стране должен существовать один авиационный орган со статусом центрального органа исполнительной власти. Он также негативно высказался относительно предыдущего реформирования – в мае 2006 г., когда часть функций Госавиаслужбы была передана в департамент, создаваемый в Минтрансе.
В свою очередь, министр транспорта и связи Николай Рудьковский ответил на это, что очередная реорганизация Госавиаслужбы связана с ухудшением безопасности полетов. Он также заявил, что эта реорганизация «будет последней и надолго, поскольку соответствует всем европейским требованиям».
УНИАН