Безоблачная идиллия на фоне склок между Москвой, Тбилиси, Киевом, Минском, Кишиневом — такими вполне могут показаться российско-казахстанские отношения. Однако и здесь на горизонте показалась целая серия туч. Об этом, во всяком случае, свидетельствуют итоги прошедшей в казахстанском Актау Международной конференции по проблемам Каспия.
Нурсултан Назарбаев в компании Владимира Путина и Джорджа Буша. Этот гигантский биллборд на центральном проспекте Актау почти в точности отражает суть внешней политики Казахстана. Хотя российская публика этого еще не осознала, наряду с Грузией и Азербайджаном Казахстан находится в самом центре грандиозной геополитической схватки за ресурсы Каспия. В кругу спецов, например, уже давно считается аксиомой: одной азербайджанской нефти недостаточно, чтобы заполнить скандально известный нефтепровод Баку—Тбилиси—Джейхан. «Недостачу» можно покрыть только за счет ресурсов казахстанского сектора Каспия. В частности, разрабатываемого сейчас усиленными темпами гигантского местодения Кашаган.
До недавнего времени стратегия Москвы в регионе сводилась к простой формуле: не пущать. Но, как признал в своем выступлении российский спец по Казахстану Юрий Солозубов, сейчас такая политика больше невозможна: «Все время говорить о вечной дружбе между двумя странами означает не видеть реально существующих угроз. Раньше Россия имела монополию на инфраструктуру доставки нефти и газа и могла диктовать условия. Но эта стратегия провалилась».
Если российские участники конференции рассчитывали на ответную откровенность со стороны казахских коллег, то они получили больше, чем хотели. Первый замглавы Института стратегических исследований при президенте Казахстана Санат Кушкумбаев начал свою речь с предельно прозрачного намека: «Казахстан не должен оказаться в условиях, когда надо делать выбор: либо-либо». После этого выражающий взгляды официальной Астаны г-н Кушкумбаев подверг почти незавуалированной критике политику Кремля в бывшем СССР: «Россия хочет быть лидером в постсоветском пространстве. Но лидерство предполагает и определенные издержки. Если заламывать руки соседям, то болевой эффект будет чувствоваться и спустя пять-семь лет».
Но, как ни странно, самым резким и откровенным оказалось выступление высокопоставленного действующего дипломата — советника посольства Казахстана в Москве Марата Сыздыкова: «Наши страны разные. У них разные цели и разные способы вхождения в мировое сообщество. Наши страны идут не в ногу». Поясняя свою мысль, г-н Сыздыков заявил, что Казахстан пытается слезть с нефтяной иглы, а Россия, напротив, «делает акцент на энергетическую составляющую своей внешней политики». Тезис об отказе Казахстана от «нефтяной мании» довольно спорен. Такая цель действительно поставлена. Но если излечение республики от «сырьевой болезни» и началось, то оно находится на самом начальном этапе.
Но это не главное. Важен вывод, который сделал казахстанский дипломат: «Разные темпы развития вносят разнобой в видение стратегических проблем. Россия пытается вовлекать в свои действия другие страны СНГ. А это не всегда соответствует их интересам. Между нашими руководителями хорошие отношения. Но отношения между государствами носят несистемный характер». Поэтому, согласно мнению казахстанского дипломата, в будущем связи между Россией и Казахстаном вполне могут перейти «на другую модель», как с Украиной или Грузией.
Возможное углубление расхождений между Россией и Казахстаном давно предсказывалось. Но откровенность соседей все равно вызвала у российских участников конференции состояние шока. Общее чувство выразил «политический тяжеловес» Олег Сосковец — человек, последовательно занимавший в 90-х годах посты первого вице-премьера сначала Казахстана, а потом и России: «Россия и Казахстан подписали декларацию о вечной дружбе. Но ничто не бывает вечным. А во время регистрации брака никто не знает, когда эта пара разойдется. енность по поводу будущего нашего сотрудничества требует тщательного и внимательного анализа».
Конечно, ситуацию не стоит драматизировать. Казахстан — не Грузия, а Назарбаев — не Саакашвили. Не исключено, что мрачные прогнозы по поводу будущих отношений — способ выбивания уступок в настоящем. Но факты невозможно игнорировать. Для Кремля звучит тревожный сигнал. Еще на одном ключевом направлении политика Москвы в СНГ явно пробуксовывает.
Московский Комсомолец
от 16.10.2006
Михаил Ростовский, Актау.