Бензин в Украине наконец-то начал дешеветь, хотя в мире цены на нефть стремительно падают уже который месяц. На прошлой неделе государственные мужи заговорили о том, что вслед за топливом станут более дешевыми товары и услуги. Министр транспорта и связи Николай Рудьковский пообещал, что уже через две недели тарифы на автоперевозки снизятся на 10-15%.
А премьер-министр Виктор Янукович поручил подчиненным изучить возможность понижения цен на потребительские товары. Заместитель директора Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев рассказал «Граням плюс», что происходит с ценами на отечественном нефтерынке и как это влияет на стоимость товаров и услуг.
— Геннадий Леонидович, почему снижение стоимости бензина в Украине отстает от падения цены на нефть на мировых рынках?
— Отечественный рынок может практически мгновенно реагировать на повышение цен без обычной задержки в три недели, в месяц. А вот на снижение цен он никогда не реагировал. Не был исключением и нынешний сентябрь, когда снижение цен в опте и на мировых рынках никоим образом не сказалось на ценах на заправках. Если бы в Украине действительно существовал рынок в его западном понимании, то никаких указаний правительства о снижении цен трейдерам не потребовалось бы. Но, раз принято решение регулировать вручную, то нам как потребителям вроде бы надо радоваться, что цены на заправках за последний месяц снизились. Однако это вовсе не означает, что снижение, оговоренное на последнем заседании экспертно-аналитической группы, полностью соответствует реалиям рынка. Ведь оно не соответствует темпам падения цен в мире.
— Чем вызвана прижимистость наших нефтеторговцев?
— Прежде всего, тем, что цены на украинском нефтерынке, структура цены вообще, особенно розничной, никак не соответствует европейским тенденциям. Там в основном розничная маржа не превышает 5%. У нас же она может достигать и 30%, и больше. Кроме того, на Западе в структуре цены очень велика доля налогов, что позволяет государству изымать сверхприбыли трейдеров и направлять их на развитие инфраструктуры, транспортной в первую очередь. У нас же все прибыли трейдеров идут им в карман. Кроме того, на Западе качество бензина на порядок выше, чем в Украине, а цены приблизительно одинаковы. Это положение дел нужно менять, и первые шаги, в принципе, уже последовали. Правительство пытается стимулировать переработчиков к модернизации производства — подготовлены соответствующие законопроекты. Но этого недостаточно, нужно еще ужесточать контроль на розничном рынке. Причем, задействовать не только фискальные и административные рычаги. Хорошим стимулом стало бы введение регрессивного акциза, когда производители и продавцы нефтепродуктов платят больше, если они производят и продают низкокачественный бензин, и меньше, если продукт соответствует евростандартам.
— Возможно ли сопротивление отечественного нефтебизнеса реформам отрасли?
— Безусловно, оно и было всегда. Одно из его проявлений — это резкое неприятие альтернативных источников топлива: биодизеля, бензина с добавлением этанола, высокооктановых добавок. Нежелание снижать цены, даже когда есть объективные для этого причины, — это еще один вид сопротивления. Кроме того, за последнее время уровень конции на этом рынке сильно упал, и вот эти указания правительства, что цены нужно снизить, напоминают руководство к согласованным действиям.
— Правильно ли я понял: указания правительства о снижении цен согласованы с действиями крупных нефтетрейдеров?
— Да. Во-первых, это выдавливание с рынка мелких оков, которые не могут зарабатывать на больших объемах, а зарабатывают на большой марже. Если все сейчас снизят цены до 3,65 грн., то у мелких оков будут большие проблемы, поскольку они приобретали топливо еще по старым, сравнительно высоким ценам. Во-вторых, эта договоренность все равно нигде не прописана. То есть, у трейдеров нет никаких юридических обязательств снижать цену.
— Правительственные чиновники заговорили о снижении цены на товары и услуги, в стоимости которых велика составляющая нефтепродуктов…
— Мы в свое время проводили исследование влияния подоания и удешевления нефтепродуктов на цену товаров и услуг. Оказывается, оно очень сильно преувеличено. То есть, производители товаров и услуг не имели никакого основания повышать цену, когда доала нефть и, в принципе, сейчас нет никаких оснований говорить, что они должны снижать цены. Говорят, мол, хлеб доает, потому что доает топливо. Это глупости! Там в структуре цены стоимость топлива — только 3-4%. Что касается транспортников, то многие из них — "маршруточники", таксисты, — перешли на газовое топливо. И на них не сильно влияют цены на бензин или дизель. Поэтому со стороны правительства это достаточно популистское заявление. Однако появился повод снять сверхприбыли с некоторых оков в других секторах экономики.
— И кто станет первой «жертвой»?
— Думаю, пищевая промышленность и транспорт.
Андрей Лаврик
«Грани Плюс»