Одно из знаковых для отечественной экономики заявлений Виктора Ющенко, озвученных Президентом в последнее время, касалось исправления ошибок, допущенных властью в отношении свободных экономических зон.
Мол, найден механизм компенсации инвесторам ликвидации льгот по НДС и ввозной пошлине, поэтому тема последствий от закрытия свободных экономических зон и территорий приоритетного развития закрыта.
Однако указанная проблема не ограничивается негативным влиянием на бизнес и инвестиционный климат в стране. Как выяснил корреспондент «Главреда», власти, проявив наконец-то беспокойство о невыполнении обещаний перед инвесторами, не задумываются о влиянии ликвидации СЭЗ и ТПР на социальную ситуацию в регионах. Ведь компенсация инвесторам отмены налоговых льгот не гарантирует, что они не закроют свой бизнес и, тем самым, не лишат население рабочих мест.
В марте 2005 года правительство и Верховная Рада, приняв бюджет на 2005 год, одним махом лишило участников СЭЗ и ТПР всех привилегий (освобождения от уплаты импортных пошлин, НДС на импортные товары и налога на прибыль), которые должны были действовать 30, а то и 50 лет.
Справка. В настоящее время количество действующих в Украине свободных экономических зон (СЭЗ) - 11
Количество регионов, где внедрен специальный режим инвестиционной деятельности (ТПР) - 9
Общая территория, на которую распространяется режим СЭЗ и ТПР составляет 6360 тыс.га, или 10,5 % территории Украины
В т.ч. СЭЗ - 121 тыс.га, или 0,2 % территории Украины
В т.ч. ТПР - 6239 тыс.га, или 10,3 % территории Украины
Количество областей, на которые распространяются режимы СЭЗ и ТПР - 12
Количество районов, на которые распространяются режимы СЭЗ и ТПР - 41
Количество городов, на которые распространяются режимы СЭЗ и ТПР - 58
Теперь президент Виктор Ющенко говорит о том, что решение об отмене льгот было поспешным, и следует рассмотреть варианты компенсации потерь инвесторов от отмены ранее обещанных льгот. Что заставило государство так быстро изменить свою точку зрения, и признать свою неправоту в отношении к инвесторам?
В городе Нововолынске, что в Волынской области, специальный режим инвестиционной деятельности действует с 5 апреля 2001 года. К октябрю 2005 году как реально участвующих в ТПР было зарегистрировано 15 проектов, сметная стоимость которых составила $42,6 млн., за время действия льготного режима планировалось создать 2620 рабочих мест. Фактическая реализация этих проектов за 4 года составила более 50% на сумму $26,5 млн. При этом работу получили 1680 жителей Нововолынска.
Отмена льгот участникам нововолынской ТПР может привести к тому, что оставшаяся нереализованной часть проектов на сумму $16,1 млн. так и не будет выполнена, не будут созданы еще 940 новых рабочих мест, которые так нужны социально проблемному после закрытия ряда шах региону. Кстати, городской бюджет Нововолынска в этом году уже ощутил изменение деловой конъюнктуры: на ноябрь 2005 года он не выполнен на сумму 493,8 тыс. грн, что составляет около 8% от суммы бюджета. Обвинять в этом инвесторов, планы которых нарушены законодательной непоследовательностью украинского государства, было бы неправильно.
Основной причиной создания территории приоритетного развития в Нововолынске, образованного вокруг построенных в 1950-е годы 10 угледобывающих шахт, стало закрытие 6 шахт, что привело к увольнению около 6 тысяч шахтеров. Ситуация с безработицей в 50-ти тысячном городе приобрела катастрофические размеры после того, как здесь закрылось ОАО «Оснастка» и Нововолынская хлопко-прядильная фабрика, в результате чего без работы осталось еще 6 тысяч человек, среди которых весомую часть составили женщины.
В сложившихся условиях руководство города видело единственный выход в привлечении инвестиций для открытия новых предприятий и создания новых рабочих мест. Статус территории приоритетного развития, главным достоинством которого является налоговые льготы, должен был заинтересовать предпринимателей, в том числе и зарубежных, вкладывать деньги именно в промышленность Нововолынска.
Время показало, что ожидания гоан от введения статуса ТПР оправдались.
Кроме уже упомянутых сумм привлеченных инвестиций, это подтверждают данные социально – экономического развития города. Так, официальный уровень безработицы в Нововолынске за 6 лет снизился в 3 раза: если в 1999 году он составлял 9,8%, то 2005 году этот показатель снизился до 3,6%. Заработная плата в городе за последний год увеличилась в полтора раза, и составляет сейчас в среднем 720 грн. Улучшается ситуация и с даемостью: уже третий год в городе зафиксирован 6 – 7%-ный прирост этого показателя, т.е. с каждым годом дается на 30-40 человек больше.
Кстати, о многом говорит изменение стоимость жилья в городе. Как рассказал «Главреду» заместитель головы Нововолынска Владимир елюк, если семь – восемь лет назад двухкомнатная квартира в Нововолынске стоила $3-4 тыс., то сейчас стоимость подобной квартиры – $18 – 21 тыс.
За четыре года существования режима ТПР в городе объем производства продукции работающими в нем предприятиями вырос почти в десять раз и составил по результатам 9 месяцев 2005 года 321 млн. грн., при этом доля субъектов ТПР в этом объеме - около 74%.
У противников специальных режимов инвестирования, будь то СЭЗ, ТПР или технопарки, есть весомый аргумент: почему отдельные территории должны получать такие контные преимущества как налоговые льготы? В развитие своей позиции они отмечают, что если уж решил серьезный инвестор вложить деньги в какой-либо проект в Украине, то наша страна имеет достаточно других инвестиционных преимуществ – дешевую рабочую силу, развитую ресурсную базу, емкий внутренний рынок и удобное географическое положение. Мол, с таким набором плюсов остается только ждать нашествия толстосумов, которые когда-то решаться строить в Украине заводы и фабрики.
Но как сделать так, чтобы эти заводы начали строиться именно здесь и сейчас? Ведь экономической теорией сыт не будешь, а тысячи людей, в одночасье, по сути, оставшиеся без работы, как это произошло в Нововолынске (а также в других населенных пунктах, где работали СЭЗ и ТПР) хотят уверенно смотреть в будущее каждый день. Может, чтобы обеспечить надлежащие условия для жизни гражданам, необходимо иногда нарушать академические теории и использовать преимущества СЭЗ?
Однако использовать эти преимущества надо разумно. В частности, трудно понять эффективность действия льготы для субъектов СЭЗ и ТПР, когда ввоз сырья на территорию Украины освобождается от уплаты таможенных импортных пошлин и НДС. И даже решение проблемы занятости не оправдывает существование такой преференции, которая наносит весомый ущерб отечественным производителям.
Яркой иллюстрацией здесь может служить пример производства колбасы из импортных куриных каркасов (так мясных дел мастера на своем сленге называют птичьи скелеты) и обрезков. Подобная продукция по низким ценам наводнила полки украинских магазинов и рынки, в то время как отечественные куроводы, работающие за пределами СЭЗ и ТПР, испытывают затруднения со сбытом своей продукции.
P.S. Интересно, что министр экономики Арсений Яценюк в одном из своих выступлений против полного возврата льгот для СЭЗ и ТПР назвал возможным компенсационным механизмом инвесторам в СЭЗ именно разрешение беспошлинного ввоза продукции в рамках свободных экономических зон...
Андрей Заика, «Главред», из Нововолынска, из Нововолынска
agrinews.com.ua