• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • На пути к «единому окну»
    Опубликовано: 2005-12-26 15:58:00
    Об изменениях в законодательстве относительно государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности
    Намерения высших органов государственной власти создать в ближайшее время благоприятные условия для развития предпринимательства на Украине должны быть подкреплены определенными действиями. И поскольку начинать нужно сначала, очень важно создать действенный законодательный механизм регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Представители правительства Украины заявляют об упрощении регистрации и отчетности предпринимательской деятельности, что, к сожалению, не совсем соответствует действительности. Регистрация предприятия ныне является занятием, требующим существенных затрат как финансовых ресурсов, так и огромного количества времени.
    В настоящее время вопросы государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности регулируются Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей».
    Этим Законом, а также Законами Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности», «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными дением или похоронами» и «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» регулируется порядок постановки на учет, снятия с учета юридических лиц и физических лиц – предпринимателей в соответствующих органах государственной статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондах социального страхования.
    Недавно Верховный Совет Украины принял в первом чтении два законопроекта, направленные на приведение украинской системы государственной регистрации субъектов хозяйствования в соответствие с принципом организационного единства — того самого «единого окна», о котором так много говорят в последнее время. Это законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно внедрения порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности)» № 8125 и законопроект «О внесении изменений в некоторые Законы Украины (относительно государственной регистрации предприятий)» № 8056.
    Обязанностей станет меньше
    Законопроект № 8125 был создан с целью приведения украинской системы государственной регистрации в соответствие с принципом организационного единства, а именно принципом «единого окна». Для того чтобы реализовать на практике принцип организационного единства, необходимо внести изменения в соответствующие законодательные акты Украины. При ныне существующем законодательстве субъект хозяйственной деятельности должен зарегистрироваться не только у государственного регистратора, а и в социальных фондах. Так что система, уже предусмотренная в Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», требует соответствующих изменений как в социальных законах, так и в вышеуказанном Законе. В соответствии с этой системой информация передается государственным регистратором во все фонды и автоматически фонды ставят на учет такого зарегистрированного субъекта предпринимательской деятельности.
    Проектом предлагается внести изменения относительно учета юридических лиц и физических лиц – субъектов предпринимательской деятельности в фондах социального страхования. Согласно законопроекту, исполнительные органы фондов социального страхования, Пенсионного фонда Украины обязаны осуществлять лишь учет плательщиков страховых взносов. Таким образом, положения относительно обязанности субъектов предпринимательства зарегистрироваться в исполнительной дирекции соответствующего социального фонда предполагается исключить из соответствующих нормативно-правовых актов.
    Изменения и дополнения, предлагаемые законопроектом, позволят реализовать сокращение сроков постановки на учет и снятия с учета субъектов хозяйствования в соответствующих органах Пенсионного фонда Украины, фондах социального страхования, уменьшить размер оплаты за отдельные публикации в специализированных печатных средствах массовой информации, заменить нотариально удостоверенные заявления физических лиц – предпринимателей их оригиналами, что также уменьшит затраты предпринимателей на осуществление отдельных регистрационных действий, а для юридических лиц – упростит процедуру прекращения юридического лица. В частности, за публикацию сообщения о принятии физическим лицом – предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности предполагается удерживать плату в размере одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан, а не трех, как это предусмотрено в действующей редакции Закона.
    Изменениями предусмотрено, что государственный регистратор должен в день поступления судебного решения о ждении производства по делу о банкротстве юридического лица внести в Единый государственный реестр запись о таком решении суда и сообщить органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования о внесении в единый государственный реестр такой записи.
    Законопроект не лишен и недостатков. Самый значимый из них заключается в том, что предлагаемая проектом система «единого окна» не является полной, поскольку не охватывает вопросы постановки на учет субъектов хозяйственной деятельности в органах государственной налоговой службы, а также в органах государственной статистики. В соответствии с заключением Главного научно-экспертного управления, неуместными являются изменения статьи 28 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей», которыми предлагается предусмотреть внесение в Единый государственный реестр сведений о лицах, имеющих право совершать юридические действия от имени юридического лица на основании доверенности. Немалое количество доверенностей носят разовый характер, а потому соответствующие изменения предлагается не вносить.
    Раскрытие информации о субъектах хозяйствования
    Законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины» № 8056 предлагает ввести дополнения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» и Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности на Украине», предусматривающие установление обязанности раскрытия обществами документов и сведений, касающихся лиц, уполномоченных представлять общество в правоотношениях с третьими лицами и в других юридических процедурах, документов финансовой отчетности за каждый финансовый год, которые должны быть обнародованы в установленном порядке.
    Не лишним будет заметить, что указанный законопроект разрабатывался с целью приведения норм действующего украинского законодательства в соответствие с требованиями первой Директивы Совета ЕС № 68/151/ЕЭС от 9 марта 1968 года «О координации гарантий, требуемых в государствах-ах от хозяйственных обществ в значении второго абзаца статьи 58 Договора для защиты интересов их участников и третьих лиц, с целью сделать эти гарантии эквивалентными». Однако поскольку данной Директивой предусмотрено, что она касается только акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, Главное научно-экспертное управление предлагает предусмотреть обязанность включения финансовой отчетности в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей только для указанных обществ. Думается, что такое ограничение не совсем уместно, поскольку субъекты хозяйствования имеют право знать своего контрагента независимо от его организационно-правовой формы. К тому же законопроект направлен на то, чтобы наиболее полная информация фигурировала в Реестре, и любой субъект мог проверить правовые основания деятельности лица, с которым вступает в правоотношения, на предмет того, может ли последний выступать от имени данного юридического лица. Поскольку информация должна быть открытой для третьих лиц, необходимо также дополнить законопроект изменениями, в соответствии с которыми справки о наличии или отсутствии информации в Реестре выдаются по требованию третьих лиц.
    Резюмируя все вышеуказанное, хотелось бы заметить следующее. Несовершенство нормативно-правовых актов, принимаемых на Украине, – явление, можно сказать, типичное. Именно по этой причине спустя некоторое время после принятия очередного законодательного акта начинают появляться законопроекты, призванные его усовершенствовать. Принцип «единого окна» действительно заложен в действующем законодательстве, как действительно и то, что на практике он не применяется. Очень важно, чтобы нормативно-правовые акты закрепляли реальный механизм его осуществления и не противоречили друг другу. Международная практика свидетельствует, что регистрация предприятий должна и может осуществляться в минимальные сроки с минимальными затратами. К этому и нужно стремиться.

    Анна ВАЛЮШКО, «Юридическая практика»

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.