В ходе обсуждения «газовой войны» мы успокаиваем себя тем, что электроэнергия не подоает, потому как у нас ее избыток. Собственно его мы и экспортируем. Но известно, что часть электроэнергии в Украине производится путем сжигания газа.
На тепловых электростанциях из-за низкого качества поставляемого угля вынуждены добавлять газ: для поддержания горения. Потому успокаивать себя тем, что цена электроэнергии от стоимости газа не зависит – как минимум не совсем корректно.
Проблемой удешевления стоимости производства электроэнергии в Украине правительственные мужи обеспокоены давно. Даже предпринимался ряд мер для ее решения. Финансирование для проектов, направленных на модернизацию украинской энергетики, охотно предоставляет Мировой банк. 5 апреля 1994 году эта организация утвердила Реабилитационный заем для Украины в размере 500 млн. дол. США, из которых 300 млн. дол. США предусматривались для осуществления реформ в энергетике. 11 апреля 1994 года Мировой банк выразил готовность профинансировать в рамках инвестиционного кредита на 114 млн. дол. США Проект реабилитации гидроэлектростанций и управления в системе электроэнергетики.
В последующем кредиты Мирового банка были доступны для технического реформирования угольной промышленности (70 млн. дол. США) и теплоэнергетики города Киева (200 млн. дол. США). Привлекательность использования средств Мирового банка для изменений в сфере энергетики, с учетом уже состоявшегося и, тем более, грядущего подоания энергоресурсов, очевидна. Но анализ реализации Украиной ранее предоставленных кредитов Мирового банка говорит о том, что наша страна не всегда готова использовать предоставляемую возможность. Такой вывод напрашивается после а с результатами проверки использования займов Мирового банка, осуществленных Счетной палатой Украины.
Так, заемные средства, предоставленные для реализации проекта развития рынка электроэнергетики в размере 317 млн. дол. США в 1997 году, были использованы Украиной лишь на 25% (76 млн. дол. США). В результате не произошло желаемого снижения себестоимости электроэнергии и улучшения финансового состояния теплоэнергетических компаний. Коллегия Счетной палаты считает, что «финансовый кризис в электроэнергетике за время реализации проекта в 1997 – 1999 годах еще более обострился». Остаток кредита в размере 241 млн. дол. США был аннулирован в связи невыполнением украинской стороной взятых на себя обязательств.
В 2000 году Счетная палата проверила использование займа, полученного от Мирового банка на реформы в угольной отрасли Украины. Из полученных 35 млн. дол. США за полтора года на инвестиционные цели было использовано 15% (5,1 млн. дол. США). Из оставшихся средств 17,5 млн. дол. США наша страна направила для финансирования дефицита госбюджета.
Проверка использования займа Мирового банка на реализацию проекта модернизации системы централизованного теплообеспечения в Киеве, проведенная специалистами Счетной палаты в 2004 году, также выявила не только неполное, но и неэффективное использование денег. За пять лет из 200 млн. дол. США кредитных ресурсов освоено только 34,4 млн. дол. США (17%). Это привело к тому, что украинская сторона заплатила за резервирование средств займа на 1,2 млн. дол. США больше, чем планировалось.
ина из приобретенного на средства займа оборудования (на сумму 17,4 млн. дол. США) не было введено в эксплуатацию. Вывод Счетной палаты: «За пять лет, определенных для реализации проекта, в полном объеме не выполнено ни одно из заданий, к полной комплексной готовности не доведен ни один промышленный объект. Цели, определенные Проектом, не достигнуты».
Основными причинами безалаберного использования заемных средств Мирового банка в Счетной палате назвали непоследовательные и несогласованные действия Минфина, Укрэксимбанка, Государственной налоговой администрации и всего Кабинета министров Украины в целом. Хотя какой последовательности можно ожидать от правительств, которые сменялись каждый год?
Кроме этого, разработчики проектов с украинской стороны, да и со стороны Мирового банка, часто допускали просчеты. Например, Коллегия Счетной палаты обращает внимание на то, что при разработке Проекта развития рынка электроэнергетики было предусмотрено использование долгосрочных заемных средств инвестиционного характера для достижения краткосрочных целей.
Гарантом возврата кредитов Мирового банка выступает правительство Украины, а потому неэффективное использование этих кредитов приводит к тому, что долговые обязательства предприятий – участников проектов перекладываются на государственный долг. Некоторые эксперты считают, что на самом деле Мировой банк не слишком волнует возвращение кредитов предприятиями-заемщиками, поскольку они подстрахованы государственными гарантиями. То есть деньги в любом случае ему будут возвращены из госбюджета.
По мнению Василия Юрчишина, директора экономических программ Центра исследований им. А.Разумкова, в последнее время программы Мирового банка в Украине используются более квалифицировано. Их выполнение находятся под контролем Счетной палаты. Кроме этого, осуществляется специальный мониторинг этих программ со стороны Министерства экономики. «Государственное управление этими программами в последние годы улучшилось» – считает эксперт.
В Мировом банке считают, что не все инвестиционные программы в Украине были неудачны. Как пример успешной работы главный специалист энергетического сектора Представительства Мирового банка в Украине Деян Остоич привел Проект реабилитации гидроэлектростанций и управления в системе электроэнергетики на суму 114 млн. дол. США. Несмотря на то, что в период реализации этого проекта состояние расчетов за потребленную электроэнергию в Украине было крайне неудовлетворительным, его удалось выполнить, результатом чего стало повышение производства электроэнергии, вырабатываемой на гидроэлектростанциях. Действительно, статистика свидетельствует, что за 11 месяцев 2005 года украинские ГЭС увеличили производство на 5,9% по сравнению с тем же периодом 2004 года.
Для дальнейшей реабилитации украинских гидроэлектростанций Мировой банк готов выделить еще 106 млн. дол. США. Эта инициатива была поддержана Верховной Радой Украины, которая 21 декабря 2005 года ратифицировала соответствующее соглашение с банком. Планируется, что благодаря Проекту в ближайшее время будут отремонтированы 70 гидроэнергетических единиц и 9 гидроэлектростанций, построенных 30 лет назад. Результатом этого должно стать дальнейшее повышение производства гидроэлектроэнергии в Украине, что позволит уменьшить выработку электричества на тепловых электростанциях.
В настоящее время Мировой банк готов предоставить Украине еще 330 млн. дол. США для реализации энергетических программ. Это очевидный резерв для укрепления экономической безопасности нашей страны и эффективность его использования зависит от правительства. Вот только работать Кабинету министров в сегодняшнем составе осталось полгода – откуда возьмется последовательность действий, недостаток которых является одной из причин того, что многие из кредитов Мирового банка погашаются из бюджета, деньгами налогоплательщиков, а не тех, кто эти кредиты брал.
Андрей Заика, «Главред»