"Бандиты залепили мне скотчем глаза и рот, на шею набросили удавку и заявили: "Мы знаем, что у тебя с собой больше 10 тысяч долларов..."
Андрей уже два часа не находил себе места от волнения - Ярослава не звонила, а ее телефон механическим голосом отвечал одно и то же: "Ваш абонент находится вне зоны досягаемости". Явных поводов для беспокойства вроде бы и не было: на 11 утра у Ярославы была назначена встреча с маклером крупной столичной риэлторской компании "Благовест", которая обещала показать ей квартиру в престижном районе Киева. Решив купить квартиру, Андрей с Ярославой долго думали, как обезопасить себя от возможного мошенничества. Друзья, знакомые, пресса и жизненный опыт подсказывали: все нужно делать официально, прибегая к услугам проверенных компаний, давно работающих на рынке недвижимости. Накануне в офисе агентства "Благовест" на улице Верхний Вал опытные менеджеры предложили Ярославе на выбор список из 14 квартир. "Обратите внимание на эту, она на порядок дешевле, чем другие квартиры в этом районе", – сказала одна из маклеров. Просмотр квартиры назначили через день. За это время из агентства несколько раз звонили: "У вас появились конты, уже и о задатке договорились - 10 тысяч долларов. Так что, если заинтересуетесь, придется "перебивать" эту сумму задатком покрупнее. Если квартира понравится, задаток оформим в агентстве".
Посоветовавшись вечером, супруги решили подозрительно дешевую квартиру все-таки посмотреть. Мало ли, вдруг она совсем "убитая" – вот и объяснение низкой цены. "Деньги с собой не бери, пусть в машине остаются", – остоничал Андрей. На том и порешили.
"До четырех вечера мы должны были тысяч 50 с вас собрать", – говорили пленникам преступники.
...К двум часам дня, когда жена по-прежнему не дала о себе знать, Андрей понял: произошло что-то серьезное. В семье не было заведено исчезать так надолго. Да и телефон Ярославы подозрительно молчал. В "Благовесте", куда позвонил сотрудник обеспокоенного мужа, ему отказались сообщить адрес квартиры, смотреть которую Ярославу повела маклер этой компании. Однако уже минуты через три после звонка в агентство на телефон супруга... позвонила жена. "Алло, Андрей, у меня все в порядке", – Ярослава говорила странным, каким-то отрешенным голосом. "Слава, ты где?!" – с тревогой уточнил Андрей, но жена все тем же безучастным голосом, как заведенная, повторяла: "У меня все хорошо". "Оставайся на месте, не выходи из машины – я с милицией через три минуты буду у тебя!" – жестко сказал Андрей первое, что пришло в голову, почувствовав, что их разговор "с той стороны" слушают.
Телефон Ярославы тут же отключился, а ее муж помчался в столичный главк милиции. Уже через десять минут в главке было принято решение о выделении группы для спасения явно попавшей в беду женщины. Неизвестным только оставалось место, где она находилась. К счастью, Слава опять позвонила. "Я еще не могу ехать, но опасность, кажется, миновала", - сказала она. И с трудом обронила: "Нас тут много, мы в наручниках..."
Еще через пять минут вместе с группой захвата Андрей подъехал к дому, в котором "смотрела квартиру" жена. Из подъезда в разные стороны разбегались какие-то люди. Когда их всех, не обращая внимания на требования срочно отпустить кого "к больному ребенку", кого "на работу" и т. д., задержали, наконец-то стало проясняться, что же произошло в злополучной двухкомнатной квартире в самом центре Киева.
Как рассказала "ФАКТАМ" Ярослава, к 11 утра она с сотрудницей агентства недвижимости "Благовест" подъехала к указанному дому.
– От подъезда мы позвонили хозяевам, чтобы спросить номер квартиры, – вспоминает женщина. – "Я сейчас выйду, встречу вас", – ответил нам "хозяин". Вскоре из подъезда вышел хорошо одетый молодой человек в дорогих туфлях. Поприветствовал нас, внимательно огляделся по сторонам и пригласил следовать за ним. Сначала меня удивила дорогая дверь "дешевой" квартиры. Ну, думаю, может, внутри все иначе. Но когда дверь открылась, я увидела, что квартира только-только после евроремонта... Дальше все происходило стремительно и ужасно, как в бом боевике. Внезапно из комнаты вышел мужчина в маске, в руке у него был пистолет. "Пикнешь – убью", – прозил. Респектабельный молодой человек, который встречал нас у подъезда, к этому времени тоже успел натянуть на голову полупрозрачную маску. В дальней комнате руки мне вывернули назад и защелкнули на них наручники, глаза и рот залепили скотчем, на шею набросили удавку. Они стали требовать у меня деньги. "Я не брала с собой денег", – говорю. "Врешь, мы знаем, что у тебя с собой больше 10 тысяч..." – сказал один из бандитов и для убедительности приставил к лицу лезвие ножа.
Получив ключи от машины, они пошли за деньгами, а мне за это время удалось из-за спины перевести руки в наручниках вперед и частично освободиться от скотча – я задыхалась, разболелось сердце. Вернувшись с деньгами и увидев, что я сумела проделать, преступники ударили меня, после чего снова обмотали лицо широким скотчем. В комнате, где все это происходило, вскоре оказались еще два маклера и мужчина – как выяснилось, настоящий хозяин квартиры, которая вовсе... не продавалась! Все они тоже сидели с заклеенными лицами и в наручниках. Преступники, затягивая на моей шее удавку, требовали, чтобы я сказала, где держу деньги на покупку квартиры, а когда я заявила, что деньги мы храним в банке, угали захватить мужа и сына.
Не знаю, сколько прошло времени, но "владельцы квартиры" вдруг размотали мне лицо (но не освободили руки) и поднесли мой телефон, приказав: "Звони мужу". Контролируя мой разговор с Андреем, они включили в телефоне "громкую связь". От волнения я говорила неестественным голосом, и муж это сразу почувствовал. Когда он вдруг закричал: "К вам выезжает группа захвата!" - сидевшие в комнате заложники, как мне показалось, облегченно вздохнули. Мы поняли, что о нашем положении кто-то знает. Зато преступники пришли в ярость. "До четырех часов вечера мы должны были тысяч 50 с вас собрать", - говорили они нам, ожидая прихода на "просмотр" квартиры таких же покупателей, которые доверились агентствам недвижимости, рассчитывая, что те должны проверить документы квартиры, выставленной на продажу. На пятницу, когда бандиты нас захватили, они назначили несколько "просмотров" и, очевидно, знали, что покупатели придут с большими деньгами в надежде "перебить" чужой задаток. Такая вот эффектная афера...
"Фирмы, размещающие информацию о продаже жилья в своей базе данных, должны знать об этих квартирах все!"
Как сообщил "ФАКТАМ" начальник Печерского райуправления милиции Александр Терещук, по данному факту ждено уголовное дело по статье Уголовного кодекса Украины "Разбой". Это дело находится на контроле у руководства столичного главка и МВД, по нему проводится большой объем работы, но в интересах следствия говорить о подробностях пока рано.
– На сегодняшний день законодательно не установлена ответственность посредников, работающих на рынке недвижимости, за ущерб, нанесенный клиентам в результате их непрофессионального или недобросовестного выполнения своих обязанностей, - рассказал "ФАКТАМ" правления Ассоциации специалистов по недвижимости Украины Юрий Базелинский. – Наша ассоциация, в которую, к сожалению, не входит крупнейшая киевская компания "Благовест", с 1997 года инициирует закон о риэлторской деятельности, но он до сих пор не принят. Между тем с его принятием работники агентств недвижимости получили бы профессиональное признание, имели бы возможность затребовать документы, необходимые для проверки объектов, доступ к закрытым реестрам и т. д. Данный закон должен будет также установить порядок лицензирования риэлторской деятельности, благодаря которому в эту сферу не будут попадать случайные люди. Кстати, сейчас в Киеве операциями с недвижимостью занимаются около семисот фирм, только две сотни из которых объединены в ассоциацию и другие профессиональные союзы риэлторов. Маклерские и посреднические услуги могут оказывать даже неквалифицированные частные предприниматели. И проверка чистоты сделки, по сути, лишь добрая воля и проявление профессионализма агентства.
Похожий на описанный случай произошел в Киеве в середине 90-х годов, но тогда лжепродавцы захватили только одного клиента. В то же время подобная банда действовала в Одессе. Эти случаи достаточно редки, но в такой ситуации может оказаться любой покупатель. Фирмы, берущие на продажу жилье и размещающие информацию о нем в своих базах данных, должны ответственно относиться к своим обязанностям, знать все об этих квартирах и их собственниках. (Кстати, в своей рекламе "Благовест" утверждает, что профессиональная ответственность работников агентства застрахована на миллион долларов. – Авт.)
"Бандиты, рассчитывая, что покупатели придут смотреть квартиру с внушительными суммами, готовились просто забрать деньги и исчезнуть"
– Этот случай не является попыткой классического мошенничества на рынке недвижимости, – прокомментировал произошедшее пресс-секретарь риэлторского агентства "Благовест" Владимир Германов. – Каждая уважающая себя компания, чтобы обезопасить себя и своих клиентов от мошенничества, устраивает ряд проверок объектов недвижимости. Но такие проверки осуществляются только после подписания предварительного договора и передачи задатка - эта процедура всегда проводится на территории агентства в присутствии нотариуса и обеих сторон. В данном же случае мнимый клиент позвонил и предложил квартиру на продажу по цене ниже рыночной. Естественно, как только она появилась в базе данных, с продавцом связались четыре эксперта из наших подразделений, каждому из которых он назначил встречи - в один и тот же день, но с небольшой разницей во времени. Но у экспертов нет полномочий подписывать какие-либо документы, они могут только показывать жилье потенциальным покупателям. Поэтому когда одна из маклеров вела в квартиру клиентку, которая была готова к покупке, то предупредила женщину, чтобы она не брала денег, потому что едет только на просмотр. Если бы покупательницу все устроило, то ее и продавца пригласили бы в агентство, где в присутствии юристов были бы оговорены все условия сделки и внесен задаток. После этого компания проверила бы документы (прежде всего – продающей стороны). Недавно у нас был похожий случай в Голосеевском филиале: после того как мы проверили документы продавцов квартиры, сотрудники УБОП задержали целую шайку, которая продавала чужое жилье по поддельному паспорту.
Классическая форма мошенничества – когда хозяина квартиры увозят куда-нибудь, находят похожего на него, выдавая за владельца, или подделывают паспорт и продают по нему жилье. Второй способ – когда снимают квартиру и пытаются продать ее или получить задаток и исчезнуть. Но без документов это сделать нельзя. В прошлом году у нас было пару таких случаев – мы вызывали наряд и арестовывали "продавцов" прямо у нас в офисе. Кроме того, каждое уважающее себя агентство ведет списки проблемных квартир и нечистых на руку риэлторов. Мы проверяем историю продаваемого жилья от начала его строительства: сколько раз отчуждалось, сколько хозяев имело, были ли по нему судебные разбирательства. Этот же случай – обычный беспредел, бандитизм. Преступники не знали специфики рынка, не подозревали о том, что передача задатка сопровождается предварительной проверкой документов, не догадывались, что клиент не возит с собой на просмотр деньги. Рассчитывая, что покупатели приедут с внушительными суммами, бандиты готовы были забрать деньги и исчезнуть. Пострадали и наши эксперты, которых тоже приковывали наручниками. Таких случаев в нашей практике еще не было. Проверить же принадлежность квартиры, только постушей в базу, невозможно, поскольку подавать данные о ней может и посредник со стороны продавца.
– Но ведь как минимум одной из клиенток было сказано, что квартира очень выгодная, поэтому надо взять с собой задаток...
– Как я уже говорил, наши эксперты не вправе подписывать документы (право подписи имеют только директора филиалов и ведущие специалисты), поэтому в любом случае после осмотра квартиры для вручения задатка они приехали бы в агентство. Иначе клиентка просто отказалась бы передавать деньги без нотариуса, да еще и на чужой территории. Мы работаем на рынке 12 лет, уже изучили все подобные шероховатости, формы мошенничества и можем оградить от них клиентов на сто процентов. У нас – единственной из риэлторских компаний – даже заключен договор с МВД на проверку паспортного режима, и мы проверяем все паспорта. Если бы это были мошенники, мы бы за один день выяснили это. От подобного же бандитизма оградить клиентов практически невозможно, как невозможно избежать того, что человека могут ограбить на улице.
Кстати, комментарий риэлторского агентства несколько удивил опытного столичного адвоката Марину Лебедеву. По ее мнению, ставить вопрос о возможном оформлении задатка между продавцом и покупателем (даже если этот задаток собирались оформлять в офисе агентства) можно только после проверки правоустанавливающих документов, личности продавца и "чистоты" квартиры.
От редакции. Можно было бы и согласиться с доводами риэлторов, если бы не один явно напрашивающийся в этой ситуации вопрос: если агентства недвижимости берут за свои услуги пять процентов от стоимости жилья (иногда выражающейся шестизначными цифрами), то неужели, прежде чем вести потенциального покупателя на просмотр квартиры (выставленной на продажу в базе данных этого агентства!), они не должны хотя бы просто проверить, продается ли эта квартира вообще?! "ФАКТЫ" готовы продолжить публикацию читательских откликов на тему безопасности приобретения гражданами жилья через агентства недвижимости. Просьба на ваших письмах в редакцию делать пометку "Безопасность недвижимости".
P.S. Кстати, на протяжении двух недель, прошедших со дня описанного нами ограбления, из агентства недвижимости "Благовест" никто даже не поинтересовался состоянием здоровья Ярославы, которую менеджеры компании привели в непроверенную ими квартиру, где она подверглась разбойному нападению. Такой вот профессиональный подход к работе с клиентами...
Ирина ДЕСЯТНИКОВА, Анатолий ГАВРИШ "ФАКТЫ"
"КИЯНИ"
agrinews.com.ua