Присвоение чужого автомобиля — явление отнюдь не новое. Эта практика, получившая начало еще в период развала Союза, достигла пика во времена разгула бандитизма. Тогда в Крыму машины, бывало, угонялись по нескольку штук в день. Во многих ОПГ создавались целые подразделения по краже и легализации машин. А некоторые преступные группировки и специализировались в основном на автомобилях. К примеру, печально известная ОПГ Саида.
Узаконить приобретенное неправедным путем авто можно было довольно легко. Перекрасили, перебили номера, заплатили кому нужно в милиции — и смело можно владеть автомобилем. Но когда по организованным преступным группировкам был нанесен сокрушительный удар, машины, которые ставились на учет, начали подвергать более тщательной экспертизе. Прижали и взяточников из органов. Крым стало чаще посещать спецподразделение «Кобра», для которого «калибр» человека, сидящего за рулем криминального авто, практически ничего не значил.
Но при всем этом легализовать не совсем «чистый» автомобиль у некоторых крымчан имеется и сегодня. Правда, методы изменились — стали более оригинальными. Например, так называемый лжеугон. Суть его проста. Человек покупает долларов за 200 — 300 негодную — «убитую» — машину вместе с документами. Далее этот автомобильный хлам либо идет в металлолом, либо продается по частям. Зато остается главное, ради чего и совершалась покупка, — документы. Вот под них-то и приобретается другая машина аналогичной марки. Как правило, это нерастаможенный автомобиль или, что случается реже, угнанный.
Машина куплена, документы имеются, теперь их нужно «породнить». Новый хозяин объявляет автомобиль в угон, причем именно тот, которого уже нет и в помине, но значится в документах. Правоохранители начинают интенсивно искать автомобиль и, естественно, не находят. В конце концов машину все-таки отыскивают, но сам хозяин или его знакомые. Как правило, она при этом в несколько помятом состоянии. Но самое главное — на ней отсутствуют номерные части узлов и агрегатов. Понятно, что «обрезание» этих частей списывается на вандалов-преступников, после чего нерастаможенный или угнанный автомобиль легализуется по документам уже сбытого хлама.
Выгода в данном случае весьма велика. К примеру, нерастаможенные «Жигули» пятой модели можно приобрести за 1,5 — 2 тысячи долларов. А после «растаможки» они стоили бы уже пять тысяч «зеленых». При удачно прокрученном лжеугоне навар может составить три и более тысяч «зеленых». От других иномарок суммы криминальной прибыли и того больше.
Сотрудникам ГАИ и оперативникам УГРО, занимающимся махинациями с транспортом, весьма непросто доказать факт лжеугона. Зачастую приходится привлекать махинаторов по трудно доказуемой статье №383 — «дача заведомо ложных показаний». Поэтому при малейшем подозрении на лжеугон правоохранители стараются принять превентивные меры и заранее предупреждают владельцев об ответственности. Бывает, что некоторые махинаторы после профилактических бесед забирают заявления об угоне, ну а некоторые продолжают упорствовать.
За фактами далеко ходить не надо. Так, недавно в милицию обратился 46-летний житель Симферополя Владимир, рихтовщик по специальности. Он заявил, что возле магазина «Рейнфорд» были угнаны его «Жигули» шестой модели. Горе Владимира было настолько бурным, а показания настолько ыми, что правоохранители сразу заподозрили неладное. «Пострадавшего» предупредили об ответственности за лжеугон. Но он продолжал бить кулаком в рабочую ь и твердить о злодеях-преступниках. В городе ввели план перехвата «Буран», на поиски машины ориентировали значительные силы симферопольского гарнизона. Но машину на следующий день хозяин нашел сам — на улице Залесской. Она была в полном здравии, недоставало только номерных частей узлов и агрегатов, явно уничтоженных. Хорошо знакомые с подобным «обрезанием» правоохранители стали выяснять историю машины. Оказалось, в свое время она попала в ДТП и уже представляла собой металлолом. Бывший хозяин авто очень удивлялся, когда Владимир купил у него этот хлам. Более того, та машина, что значилась в документах, несколько раз перекрашивалась и ремонтировалась. А вот та, которую нашел рихтовщик на Залесской, подобным процедурам не подвергалась. Собрав еще ряд доказательств, правоохранители прижали Владимира неопровержимыми уликами. Пришлось ему сознаться, что хотел легализовать нерастаможенную машину по документам уже «убитого» автомобиля. Сейчас по данному факту ждено уголовное дело. Таких примеров лжеугона в последнее время немало. Подобным способом бизнесмен из Ленинского района пытался узаконить дорогую иномарку. Не получилось. Правда, и уголовное дело не завели. Попавшийся бизнесмен выкрутился из ситуации благодаря высоким связям. Криминальным способом хотели легализовать «Жигули» и два бывших сотрудника спецподразделения. Машину спрятали и заявили в угон. Но в результате попали впросак дважды. Во-первых, правоохранители их сразу вывели на чистую воду. Во-вторых, стоявшие без присмотра «Жигули» обчистили настоящие воры, сняв колеса и вытащив все ценное из салона.
Незаконно легализовать авто недавно пытался даже следователь одной правоохранительной структуры. Фокус не вышел. Пришлось после профилактической беседы быстренько забрать заявление и извиниться перед коллегами.
ДМИТРИЙ ФЕДОРОВ
Первая Крымская