Действующий президент Украины Виктор Ющенко продолжает «реформирование» государственного аппарата. С этой целью статуса госслужащих будут лишены «технические» сотрудники государственных органов (например, IT-специалисты) и работники налоговых органов. Незначительная по общегосударственным меркам экономия средств способна очень негативно повлиять на и без того дышащее на ладан государство…
Для многих «айтишников», работающих в государственных органах статус госслужащего был если не основным, то одним из основных стимулом работы. Теперь, согласно решению президента, они этого статуса могут быть лишены. Что может привести к серьезным проблемам госорганов с техническими специалистами по части информационных технологий. А значит, пострадает не только объявленная в государстве политика открытости власти перед обществом, поскольку – элементарно – Интернет-ресурсы государственных органов станут менее эффективными. Пострадают также сам государственный аппарат, который практически полностью компьютеризирован. Ведь если раньше специалистов привлекали хотя бы льготами и преференциями, положенными госслужащим, то теперь этот стимул будет ликвидирован.
Кроме того, статуса госслужащих будут лишены и все сотрудники налоговых органов государства, «нелюбовь» к которым у Виктора Ющенко почти в крови. Ликвидировать налоговую милицию и передать в Минфин налоговую инспекцию – это два давних обещания действующего президента. Которые он, тем не менее, так и не выполнил. Как и многие другие свои обещания. Сосредоточившись на выполнении которых, можно добиться гораздо более нужных стране результатов, чем от сомнительных экспериментов по «оптимизации» расходов на госаппарат.
В связи с чем «УК» считает необходимым действующей власти в лице президента и других высших чиновников напомнить, что конкретно они обещали гражданам, и что осталось невыполненным.
В конце 2004 года одним из наиболее эффектных средств агитации за кандидата в президенты Украины Виктора Ющенко были подписанные им «первые указы». Которыми были призваны убедить как можно больше украинских граждан в том, что Ющенко, если станет президентом, будет не на словах, а на деле реализовывать «чаяния» своих избирателей. Ющенко таки стал президентом, а вот по части реализации тех самых «чаяний», оформленных в 11 предвыборных указах, особого успеха не замечено.
Безусловно, кое-что из тех указов все же было реализовано. Но основная масса обещаний так и осталась невыполненной.
Так, указ Ющенко «О первоочередных мерах по усилению социальной защиты граждан Украины» выполнен частично. Питочный минимум на сегодня для трудоспособного населения действительно повышен до более чем 400 гривень. Что призвано было компенсировать гражданам Украины уменьшение реальных доходов от текущего роста цен. Насколько удалось компенсировать – каждый может проникнуться сам. В то же время осталось невыполненным и второе обещание из этого предвыборного указа: выравнивание минимальной зарплаты и питочного минимума для трудоспособного населения, - так и не было выполнено в 2005 году и не будет выполнено 2006. Ведь если предусмотрен к концу 2006 года питочный минимум в 505 гривень, то минимальная зарплата – всего лишь 400 гривень.
Положения указа «О повышении размера разовой помощи при дении ребенка» реализованы на практике. Но без оговорок даже в таком вопросе все равно не обошлось. Сумма выплаты была увеличена в 10 раз, но растянута во времени на год. Поэтому единоразовой ее не назовешь. Кроме того, в бюджете на 2006 год не предусмотрена привязка суммы выплаты к питочному минимуму, что сделало ее фиксированной. И постепенно съедаемой ростом цен.
Предвыборный указ Ющенко «О сокращении сроков военной службы» с 18 месяцев до 1 года, а для выпускников учебных заведений – до 9 месяцев был выполнен в части сокращения полностью. А вот другое его положение – о переходе Вооруженных сил с 2010 года на контрактную основу все же откладывается. Сейчас этот переход планируется осуществить с 2015 года. А как оно будет на самом деле – никто прогнозировать не берется.
Положения указа «Об отзыве миротворческого контингента Украины в Республике Ирак» были выполнены спустя год после его подписания Ющенко. Кроме того, предвыборный указ действующего президента подписывался тогда, когда второй президент Украины Леонид Кучма уже «проводил» и «провел» это решение через Верховную Раду.
Указ «Об обеспечении благоприятных условий для взаимных поездок граждан Украины, Российской Федерации и Белоруссии» были, в целом, реализованы. Если можно так сказать о мерах декларативного характера, направленных на упрощение и без того простых, но требующих времени процедур. Жаль, что в сферу действия того указа не подпадают граждане Приднестровья. Очутившиеся сейчас в братских объятиях Украины и Молдовы, грозящих почти что удушением этой непризнанной республики…
Выполнение остальных предвыборных указов Виктора Ющенко не сложилось. Так, указ «О защите прав граждан на использование русского языка и языков других национальностей» как-то не принято вспоминать. Особенно сейчас – перед выборами. В том указе в частности предписывалось Кабинету Министров разработать и утвердить Перечень населенных пунктов, в которых государственные органы должны использовать в работе с населением родной язык того национального меньшинства, которое в этих населенных пунктах ает. А также до 1 января 2005 года предусматривалось в квалификационные характеристики государственных служащих ввести положение об обязательном знании родного языка того национального меньшинства, которое ает на, так сказать, «вверенной» территории. Между тем, ни одно, ни второе положение не реализовано, а в обществе то и дело подогреваются «и» вокруг языковой проблемы. Которую призван был решить еще тот предвыборных указ действующего президента Ющенко. Указ «О критериях оценки деятельности глав местных государственных администраций» остался сугубо предвыборным обещанием. Главы администраций по-прежнему назначаются как угодно, но не на основании детально расписанных в указе критериев. При назначении нынешних глав местных администраций ключевой критерий – партийная принадлежность, а не, например, состояние реагирования на обращения граждан.
Указ «О борьбе с коррупцией» вообще выглядит, мягко говоря, глумлением над избирателями, поверившими в искренность Ющенко и его предвыборных обещаний. Ведь обещанные в этом указе декларации о доходах не только высших должностных лиц, но и ов их семей страна так и не увидела. Хотя в свете недавних коррупционных скандалов и скандала с роскошной жизнью Андрея Ющенко декларации о доходах ов семьи «народного» президента народу было бы очень интересно посмотреть…
Указ «Об уменьшении количества проверок субъектов предпринимательской деятельности, упрощения системы их регистрации» исполняется пожалуй раз в несколько недель. Когда очередной чиновник заявляет об очередном упрощении жизни мелкого и среднего бизнеса. Но проще жить бизнесу почему-то не становится. Что используют в своей агитации уже на этих выборах противники действующего президента, а также и «союзники». Которые бьют иногда даже крепче, чем все противники вместе взятые. Лишь бы повод был…
Указ «О неотложных действиях по обеспечению возвращения утраченных (обесцененных) сбережений граждан» так и остался чистой предвыборной агитацией действующего президента. Так, тот указ предусматривал, что после прихода Виктора Ющенко на пост президента, будет произведена не только «дооценка» ранее приватизированных предприятий, но и 50% средств от приватизации, которые поступят в бюджет, будут перечислены на погашение сгоревших вкладов. Доходы от повторной продажи «Кривостали» (50% от 4 миллиардов долларов) также должны были быть направлены на погашение задолженности перед вкладчиками Сбербанка СССР. Но в момент получения этих средств Правительство и действующий президент вместо выполнения своего же обещания перешли на рассуждения о бесполезности «проедания» приватизационных доходов и об острой необходимости направления этих денег «на развитие». В результате денег не получили ни вкладчики, ни «развитие» - все ушло на погашение дефицита госбюджета 2005 года.
Ну, и напоследок вспомним об указе тогда еще кандидата в президенты Украины Виктора Ющенко «О создании системы народного контроля за деятельностью органов государственной власти».
Этим указом предусматривалось создание особого органа центральной исполнительной власти – Комитета народного контроля. Однако это начинание не было реализовано. Не была также организована и какая-либо иная форма контроля граждан за действиями власти. А существующие формы контроля – в первую очередь через СМИ – в современных условиях оказались практически недееспособны. Ведь власть за публикациями и репортажами хоть и следит, но надлежащим образом не реагирует. Отдельные «особо отмеченные» в СМИ чиновники стремятся «познакомиться» с «отметившими» их журналистами, но факты конкретных нарушений в 99% случаев оказываются властью невостребованными.
Так, например, «УК» детально описывали схемы незаконной деятельности одного из соратников действующего президента – Анатолия Кинаха. Также мы уделили достаточно внимания, например, одному из «юных фаворитов» Виктора Ющенко - министру связи и транспорта Виктору Бондарю. Цивилизованные государства после подобных публикаций избавляются от нечистых на руку чиновников, а у нас, не смотря ни на что, они остаются на своих должностях и дальше. А Виктор Ющенко не устает повторять, что его окружение невинно, как слеза младенца…
Таким образом, у действующего президента Виктора Ющенко остается огромный простор для эффективной работы. Большинство его предвыборных обещаний так и остались невыполненными, а у граждан еще не окончательно умерла вера в сделанный в ноябре 2004 года выбор. Так что, время и возможности у Виктора Андреевича еще есть. Правда, их не так много, а значит, заниматься нужно реализацией хотя бы уже обещанного, а не «аться» с различными весьма сомнительными инициативами.
Дмитрий Фомичев, специально для «УК».