Цыгане считают занятие криминалом делом для себя достойным и даже богоугодным. Существует цыганская легенда, согласно которой, когда Иисуса Христа распинали на Голгофе, неподалеку от него случайно оказался цыган. Он стащил гвоздь, и поэтому исполнителям приговора Синедриона ноги Спасителя пришлось прибивать одним гвоздем. За это распятый Господь якобы сказал воришке: «Ну, люди, воруйте…»
Богобоязненные чавалы не могут ослушаться Господнего завета и до сих пор тащат все, что попадается под руку. Правда, за ними тянется шлейф и более тяжелых преступлений – убийств и торговли.
Среди многочисленных народов и народностей Украины существует одно, по-своему уникальное. Речь идет о цыганах – единственном кочевом племени, живущем на территории нашей страны. Все хорошо их знают – пестрые юбки цыганок метут подолами тротуары практически всех украинских городов. Цыгане известны не только своими песнями и танцами, но и той недоброй славой, которую они сумели стяжать за долгие сотни лет. По данным криминальной статистики, около 3 % всех преступлений в Украине совершают цыгане. Но даже эти цифры эти нельзя считать окончательными и достоверными, так как многие из преступлений, совершенных цыганами, не попадают в милицейские си и не учитываются официальной статистикой.
Табор мафиози
Основой «цыганского криминального сообщества» является табор. Преступным промыслом занимаются все: женщины, дети, мужчины, совсем уже пожилые люди. Семьи у цыган большие – от пяти до десяти детей в каждой. Кормить такую ораву надо, поэтому ромалы «трудятся» не покладая рук.
Цыганская преступность – преступность особого рода, где действуют настоящие профессионалы своего дела: изобретательные, напористые, хитрые и изворотливые. И очень жестокие. Цыгане-мужчины не знают жалости и, в случае необходимости, без колебаний идут на убийство. Например, в Санкт-Петербурге (Россия) многие помнят случай, когда несколько лет назад в Красногвардейском районе во время ограбления цыган, не задумываясь, открыл огонь из нагана по наряду милиции и наповал убил одного из милиционеров. Убийцу так и не нашли. На Закарпатье, где компактно ают цыгане, ромалы постоянно попадают в милицейские си. На счету таборных мафиози полный набор статей Уголовного кодекса. Воровство и мошенничество – это традиционные преступления чавал, а кроме них они уже успели освоить такие «новинки» мира криминала, как заказные убийства, операции с недвижимостью и торговлю тиками.
Мастера криминальных дел
Каждая родоплеменная группа цыган специализируется на определенного рода преступлениях. Вот названия некоторых их этих групп.
Черни. Профессиональные воры. Женская ина их действует группами, возглавляемыми опытной воровкой – «черни». Она занимает место атаманши за особые заслуги и воровской талант. При выходе на «дело» каждая из цыганок выполняет свою, заранее определенную функцию. Воровки звонят в дверь облюбованной квартиры и просят «напиться» или «перепеленать ребеночка». Стоит только неостоной жертве приоткрыть дверь, как цыганки покажут ей массу увлекательных фокусов. Не успеет хозяйка или хозяин и глазом моргнуть, как из квартиры молниеносно исчезнут все находящиеся в ней деньги и ценности. Внимание потерпевшего будет отвлечено от «черни», а она, незамеченно проскользнувшая в квартиру, уверенно и безошибочно найдет добычу, после чего также быстро и молниеносно «черни» скроется с места преступления. Увидеть ее невозможно – таков цыганский воровской закон. Именно поэтому квартирные кражи и грабежи, совершенные цыганками, практически нераскрываемы.
Даже в случае задержания одной из сообщниц «черни» у нее не будет обнаружено похищенное. А сама она никогда не выдаст своих сообщниц. Цыгане «держат стойку» до последнего. Они знают, что в противном случае она не только станет «парией», «опущенной» в таборе, но и на предательницу и ов ее семьи ляжет тяжелое бремя содержания семей тех цыганок, которые угодили по ее милости за решетку.
Ловари. Эти цыгане промышляют своим излюбленным способом – кражами из квартир. В последнее время они освоили еще одну смежную «профессию» - «ломку» денег у коммерческих киосков, пунктов обмена валюты, на вокзалах и рынках.
Колдерари. Самая распространенная цыганская группа. Они строго придерживаются национальных традиций и внутренних ых законов, избирают таборных баронов. Промышляют «колдерари» в основном нием, действуют большими группами вблизи рынков и вокзалов. Именно их жертвами становятся доверчивые граждане, которым пестро одетые таборные красавицы предложили поть или снять порчу. По всей видимости, цыганки в какой-то мере владеют искусством гипноза и внушения. Иначе трудно объяснить причину, по которой вполне психически здоровые и образованные люди добровольно отдают мошенницам крупные суммы денег и ювелирные изделия. «Ничего не помню… Делала все как во сне…» - такие объяснения дают через какое-то время потерпевшие сотрудникам милиции.
Серви. Эти цыгане занимаются, в основном, карманными кражами, воровством и торговлей тиками. Как профессионалы «карманной тяги» цыгане не уступают знаменитым грузинским карманникам. Торговля же «марафетом» становится постепенно основным криминальным занятием всех цыган.
Унгри (венгерские цыгане). Они действуют организованными преступными группами с жесткой иерархией и дисциплиной. Попрошайничество на улицах сочетается с грабежами и разбоями. ают «унгри», в основном, таборами, заселяя иногда заброшенные дома. В Украине, как уже было сказано, их основным местом обитания является Закарпатье.
Влахи. Это цыгане юга Украины (Одесской области). Промышляют они, в основном, мошенничеством, в том числе и торговлей украшениями и изделиями «под золото».
Плащуны. Эта группа цыган специализируется на заказных убийствах, грабежах и разбоях. Цыганская мафия по своей силе и влиянию не только не уступает, но и во многом превосходит другие, всем хорошо известные этнические преступные группировки.
Цыганские бароны
По свидетельству специалистов из МВД, осталось очень мало цыганских семей, которые не имели бы отношение к торговле. С ростом овой экспансии в нашу страну возросло и влияние цыганских баронов. По данным сотрудников правоохранительных органов, цыгане создали наиболее законспирированную и разветвленную тическую сеть. На ее бесперебойное функционирование брошен весь многолетний опыт занятия криминальным промыслом, отработанные веками способы ухода от уголовной ответственности. Тесные родственные и клановые отношения позволили так выстроить схему сбыта тиков, что они стали практически неуязвимыми от действий МВД и СБУ.
В кланах бароны установили железную дисциплину. Каждый мафии выполняет строго определенные функции: добытчик - перевозчик - сбытчик. Розничной торговлей ом занимаются только женщины. Сбыт осуществляется либо на дому, либо на стороне. На дому это происходит через прорези в окошке или заборе, на стороне – через подставных лиц, в основном местных жителей не цыганской наружности.
Сотрудникам правоохранительных органов очень сложно бороться с цыганской мафией. Прежде всего из-за того, что практически невозможно наладить так необходимую агентурную работу. Цыган-«стукач» - такое же редкое в природе явление, как снежный человек. Кроме того, сотрудники уголовного розыска, за редким исключением, не знают ни цыганских обычаев, ни нравов, ни языка. Естественно, что эффект от их работы очень низок. Жалуются сыщики и на то, что привлечь цыган к уголовной ответственности очень сложно. То они больны, то ны, то ние, то вообще скрылись в неизвестном направлении.
Можно ли побороть цыганскую преступность?
Кстати, очень часто у цыгана бывает в наличие несколько паспортов. Причем все они подлинные, но выданы на различные имена и фамилии. Делается все просто – цыганка, родив ребенка где-нибудь в чистом поле, заходит в ближайший сельсовет, где регистрирует его под одним именем и фамилией. Получив в нем свидетельство о дении, цыганка на следующий день заходит в другой сельсовет, где происходит та же процедура. Только на этот раз в выданном свидетельстве о дении значатся уже другие данные. Когда наступает время получения паспорта, цыган оформляет несколько паспортов по нескольким свидетельствам о дении. Таким образом, он может иметь одновременно сколько угодно официальных имен и фамилий, а настоящее его имя знают только в родном таборе.
Единственная возможность как-то снизить криминальную активность цыган (но только в отдельно взятом населенном пункте) – это договориться о «ненападении» с цыганским бароном. Власть его в таборе безусловна, и все его приказы выполняются неукоснительно. Но барон может запретить своим цыганам воровать и безобразничать лишь в каком-то конкретном населенном пункте или на какое-то ограниченное время. Запретить чавалам вообще заниматься криминальным ремеслом и заставить вести праведный образ жизни не сможет ни один, даже самый уважаемый и авторитетный барон. Его просто не поймут и посчитают спятившим на старости лет. Цыгане даже при желании не смогут изменить привычный и сложившийся веками образ жизни, в котором воровство и мошенничество стало средством пропитания. Поэтому о «благословенной» цыганской преступности еще будут долго и много говорить и писать.
Владимир Абросимов, специально для «УК»