• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Вагоны летят: на Днепре появится экзотический транспорт
    Опубликовано: 2005-04-08 11:14:01
    Монорельс длиной 20 километров собираются строить вдоль Днепровских островов - от парка Дружбы народов до станции "Славутич" Сырецко-Печерской линии метрополитена. Монорельсовая дорога на Днепре - это в наших условиях наиболее рациональный вид транспорта, - заявил недавно на совещании в мэрии директор института "Киевгенплан" Владимир Чекмарев. - Она может стать той планировочной осью, которая соединит отдельные зоны и комплексы от устья Десны на севере столицы до проспекта Миколы Бажана - на юге. Что же представляет собой монорельсовая дорога? На этот вопрос специально для "Ведомостей" ответил генеральный директор "Киевпроекта" Олег Овдий. - Такая дорога для нас - отнюдь не новинка, - подчеркнул Олег Леонидович. - Созданием этого вида транспорта, когда на рельсе-балке перемещаются пассажирские вагоны, в Киеве успешно занимались чуть ли не полвека назад. Был даже построен опытный участок в Лыбедивке, а специалисты лаборатории линейных двигателей завода им. Дзержинского разработали специальный электропривод. Ныне скорость сообщения наземного пассажирского транспорта в Киеве, особенно в его центральных районах, менее 20 километров в час, а в "пиковое" время на отдельных участках (улицы Артема, Большая Житомирская, бульвар Шевченко) - и вовсе 3-5 километров. Соответственно, по мнению специалистов "Киевпроекта", снижается и провозная способность. А вот метрополитен, наиболее полно отвечающий потребностям города по скорости сообщения (35-40 км/час) и пассажиропотокам (до 40-45 тысяч человек в час), требует весьма больших капитальных вложений. Монорельс же удобен тем, что эстакадная прокладка путепровода при высоте колонн-опор более пяти метров и расстоянии между ними 30 метров позволяет исключить пересечение с другими видами транспорта, избежать развязок с наземными магистралями, обеспечить высокий уровень безопасности при минимальных площадках отвода земли. В ряде случаев установка опор эстакады вполне может осуществляться на разделительных полосах проспектов. Это также позволит использовать неудобицы вдоль существующих водотоков, приречных пойм, а также имеющиеся транспортные коридоры. Хотя Олег Овдий убежден, что монорельс - это, скорее всего, нерегулярный вид транспорта. Да, он отличается безопасностью движения, независимостью трассы от рельефа местности и уличной сети. Особенно хорош он как прогулочный, экскурсионный способ перевозки пассажиров. Поэтому у нас монорельс пока не очень-то и востребован. Кстати, его провозная способность выше, чем у троллейбуса, но ниже, чем у метро. А вот в Москве, по словам гендиректора "Киевпроекта", несколько последних лет строили и доводили до ума монорельсовую дорогу длиной почти девять километров: она протянулась от Всероссийского выставочного центра до станции метро "Тимирязевская". Если в прошлом году по ней курсировали несколько шестивагонных составов для экскурсий (каждый - на полторы сотни пассажиров. - Авт.), то теперь этот экзотический вид транспорта уже работает в обычном порядке с интервалом в несколько минут. Стоимость же проезда в нем такая же, как и в метро. - Иное дело в Токио, - продолжил Олег Овдий, - где недавно пришлось побывать в гостях у своих коллег. У меня сложилось впечатление, что транспортное обслуживание японцев по сравнению с нашим шагнуло на полвека вперед. Там сплошь и рядом развязки в трех-четырех уровнях, монолитные жилые высотки стоят в пяти-шести метрах от скоростных эстакад и никого это не смущает. Почему? Да потому, что у них сперва создаются наземные и безопасные транспортные структуры, а затем к ним уже "привязывается" все остальное: жилье, офисы, школы, магазины, рестораны. - Олег Леонидович, в столичных СМИ неоднократно сообщалось о необходимости проектирования и сооружения монорельсовой дороги из Киева до международного апорта "Борисполь", причем делать это собирались с учетом японского опыта. Кстати, тот проект, как весьма перспективный, нашел свое место и в программе "Киев-2015. Стратегия развития", разработанной мэрией и НАН Украины. В комплексной же схеме развития транспорта до 2020 года это направление почему-то уже не упоминается. Что же все-таки случилось? - Да, были предложения соединить монорельсовой дорогой апорт "Борисполь" с Харьковской площадью столицы. Но эта идея оказалась еще сыроватой и ее не приняли из-за того, что до сих пор нет полноценных отечественных конструкций, на которые можно опереться. Хотя, в принципе, мы могли бы найти толковое применение этому удобному виду транспорта. Конечно, сегодня надо кому-то заниматься проектированием монорельса и тот же экспериментальный участок строить, на что нужны большие стартовые средства. Пока же первый "кусочек" монорельса будем сооружать на Трухановом острове - это будет просто прогулочная дорога. Что ж, можно, казалось бы, лишь порадоваться тому факту, что разработчики Комплексной схемы развития транспорта столицы до 2020 года держат руку на пульсе нового времени и вписали в нее монорельсовую перспективу. Только почему-то в многостраничном и красочно изданном томе этой программы, несмотря на обилие цифр и адресов, я не смог обнаружить ни сроков проектирования и строительства нового вида транспорта, ни источников его финансирования. Или же это дело изначально собираются отдать в руки будущих инвесторов? Зато обнаружилась такая, мягко скажем, пикантная подробность. Оказывается, перспективная схема - это одно, а вот детальные планы ее реализации, о чем недавно сообщила одному столичному изданию главный специалист отдела транспорта института "Киевгенплан" Оксана Щепетова, выписаны всего-навсего до 2010 года. И о монорельсе на Днепровских островах - ни слова. Идею строительства в столице такого транспортного новшества поддерживают также известные столичные архитекторы, но каждый по-своему видит ее назначение. - Очень жаль, что еще в 60-70-е годы у нас задумали, но так и не построили монорельс на Левом берегу, - сказал известный зодчий, бывший главный архитектор Киева Валентин Ежов. - Однако в сердцах проектировщиков эта идея по-прежнему живет, и я бы с удовольствием каждый день ездил по такой дороге и любовался видами Днепра. - Это изумительный вид транспорта, - заявила заслуженный архитектор Украины, профессор Лариса Скорик. - Хотя он лучше всего подходит для неспешных перевозок киевлян и гостей города в зонах массового отдыха. - Монорельс - дело очень серьезное, - утверждает известный украинский архитектор Николай Демин. - И отнестись к его созданию в нашем городе надо со всей серьезностью и ответственностью. Итак, никто не спорит, что монорельсовая дорога действительно может стать украшением нашего стольного града. Представьте себе белоснежную эстакаду, изящные, обтекаемые линии голубого поезда, несущегося над островами, вербами, осокорами, акациями, заливами, озерами, возле жилых башен Днепровской набережной, и пассажиров, глядящих на бесконечные автопробки из окон бесшумного поезда - ему-то они нипочем. Правда, немного грустно, что эти великолепные транспортные новации рассматривались специалистами города в день шуток - 1 апреля. Инф. Киевские Ведомости agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.