В Верховной Раде зарегистрирован законопроект, цель которого - привести нормы действующего законодательства в соответствие мировому опыту регулирования ввоза на территорию государства устаревших транспортных средств. Аналитики опасаются, что в случае его принятия может существенно измениться ситуация на украинском автомобильном рынке в части ценообразования, а импорт подержанных автомобилей не будет целесообразным.
В частности, народный депутат от Партии регионов Дмитрий Святаш зарегистрировал проект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно регистрации транспортных средств)", предлагая привести ст.31 Закона "О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины транспортных средств" в соответствие ст.XI Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и ст.2 Соглашения ВТО о технических барьерах в торговле, в соответствии с которыми никакие запреты, кроме таможенной пошлины, налогов или других сборов либо в форме квот, импортных или экспортных лицензий, либо других средств не должны применяться в отношении импорта товара.
Речь идет о согласовании украинской и международной нормы законодательства относительно запрета ввоза на таможенную территорию Украины для постоянного пользования транспортных средств, которые на момент ввоза были изготовлены больше 8 лет назад. Вместе с тем предлагается внести изменения в Закон "О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов" и ввести ставки налога с собственников транспортных средств при первой регистраций и при прохождении очередного технического осмотра согласно возрасту транспортного средства.
Автор законодательной инициативы полагает, что это приведет к уменьшению количества автомобилей возрастом более 5 лет, существенно уменьшит отрицательное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье граждан Украины, будет способствовать эффективному развитию национальной автостроительной промышленности. Применение ограничений на ввоз б/у транспортных средств с помощью налога при регистрации на сегодня действует в Испании, Венгрии и некоторых других странах.
Фактически, по словам аналитиков "AUTO-Consulting", в случае принятия этого законопроекта подержанные автомобили будут облагаться кроме акцизного сбора, пошлины еще и увеличенной ставкой транспортного сбора при первой регистрации. Например, если сейчас для автомобилей с объемом двигателя 1001-1500 см3 ставка транспортного сбора составляет 4 гривны за 100 см3 (или 60 гривен в год для автомобиля с двигателем 1500 см3), то при регистрации такого автомобиля возрастом до 5 лет придется уже платить по ставке 850 гривен за 100 см3 или 12 тысяч 750 гривен.
Если автомобиль будет старше 5 лет, то платить придется по ставке 1 700 гривен за 100 см3, что равносильно 25 тысяч 500 гривен. "Естественно, что при существующих величинах пошлин и акцизного сбора на подержанные автомобили дополнительные $5000 при регистрации сделают б/у авто экономически не интересными для покупки", - полагают они.
Ставка транспортного сбора для более объемных автомобилей может достигать 2 тысячи гривен за см3. К примеру, за внедоник с двигателем 4,7 л придется выложить 94 тыс.грн. за 1 год. Аналогичная ситуация и с подержанными автобусами и грузовиками. Там ставка транспортного сбора достигает 1000 грн. за 100 см3 при первой регистрации.
Ставки транспортного сбора будут увеличиваться в зависимости от возраста автомобиля: новые, до 5 лет, 5-8 лет и старше 8 лет. "Владение автомобилями с большими объемами станет просто разорительным. Так, 5-литровый "Mercedes-Benz" S500 1996 года выпуска будет обходиться в 17 тысяч 500 гривен в год, а совсем еще "свежий" "Toyota Land Cruiser" 100 2000 года выпуска - 10 тысяч 575 гривен.
Напомним, что в странах Европейского Союза экологические нормы Евро-2 были введены с 1995-96 гг. Украина перешла на эти нормы с 1 января 2006 года и запретила ввоза на таможенную территорию Украины автомобили возрастом больше 8 лет.
RUpor
agrinews.com.ua