В Германии близки к завершению переговоры по поводу формирования нового, коалиционного правительства между Социал-демократической партией и блоком христианских партий.
Напомним, прошедшие выборы не увенчались победой одной из этих двух традиционно сильнейших немецких партий, и теперь противники по достаточно напряжённой предвыборной кампании вынуждены договариваться о совместной работе.
Теоретически блок Христиано-демократического и баварского Христиано-социального союза имеет перед социал-демократами небольшое преимущество в числе полученных мандатов в Бундестаг.
В результате этого возглавит следующее правительство впервые женщина – лидер ХДС, Ангела Меркель, а её популярный среди немцев оппонент, нынешний канцлер Герхард Шрёдер был вынужден отказать от участия в нём.
Однако, проведя подобный гамбит, социал-демократы получили восемь постов министров в формируемом кабинете, тем самым уравновесив влияние партнёров по коалиции. СДПГ первыми обнародовали своих кандидатов на высокие посты, среди них выделяются представителе нынешнего кабинета. В принципе ясно, кого в министры командирует и союз христианских партий.
Сейчас внимание немецких и международных наблюдателей больше привлекает новый вопрос. Как в грядущем кабинете уживутся две партии, ранее неоднократно заявлявшие о разнице во взглядах на будущее Германии? Очевидно доминирование двух подходов. Кто-то торопится заявить о безнадёжности попытки совместить две программы, кто-то больше подчёркивает общие места двух стратегий.
Представляется, что вторая точка зрения всё-таки более обоснована. Во-первых, как и в большинстве демократических стран Запада, крупные немецкие партии в погоне за голосами избирателей обширного среднего слоя давно стали зачастую походить друг на друга, утратив былой пыл непримиримой идеологической борьбы.
Во-вторых, давно ни для кого не секрет масштаб трудностей, стоящих сегодня перед Германией. С российской перспективы может показаться, что благополучным немцам далеко до кризиса. Однако всё-таки живительные реформы необходимы, так как некогда идеально функционирующая машина германского хозяйства ныне всё больше пробуксовывает.
Неблагоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, старение населения, трудности догоняющего развития востока страны, некогда составлявшего ГДР, могут быть преодолены только при условии широкого национального консенсуса.
В такой ситуации двум сильнейшим партиям пришлось забыть о своих разногласиях. Тем более, к подобной идее их во многом подтолкнули сами избиратели, практически поровну разделив голоса в их поддержку на выборах.
Уже в начале переговоров стало ясно, что в целом оправдываются предсказания оптимистов. Достигнут компромисс в вопросах национальной безопасности, необходимости развития науки и образования.
Кстати говоря, также несомненно, что сегодняшний высокий уровень немецко-российского партнёрства будет сохранён. За вычетом громких заявлений немецких политиков можно сказать, что сейчас у Германии просто нет выбора: в настоящий момент без российских энергоносителей немецкая экономика функционировать просто не может.
Что касается достаточно либеральной и изрядно рыночно ориентированной экономической программы ХДС/ХСС, то ясно, что СДПГ её умерит, адоптирует к известным в мире завоеваниям немецкого социального государства.
Итак, получается, что столь необходимая для обеспечения восстановления былой мощи немецкой экономики стабильность в ближайшее время будет обеспечена, ведь и трудящиеся, получившие в новом правительстве в лице СДПГ заступника, и крупные работодатели, во многом рупором которых уже долгое время являются ХДС/ХСС, с формированием коалиционного правительства получают определённые гарантии того, что их законные интересы будут учтены.
Vlasti
agrinews.com.ua