Правильно, у нас никто не спрашивает. Это как в том анекдоте: «…до мами, так до мами».
Мы, украинцы, то бишь, простой народ, словно слепые овцы, идем путем, который прокладывает такой себе Иван Сусанин в лице нашего Президента и правительства. А какова конечная цель «путешествия», никто определенно сказать не может. Возникает вопрос: зачем мы туда идем?
Мы, украинцы, то бишь, простой народ, словно слепые овцы, идем путем, который прокладывает такой себе Иван Сусанин в лице нашего Президента и правительства. А какова конечная цель «путешествия», никто определенно сказать не может. Возникает вопрос: зачем мы туда идем?
Как известно, еще в 2002 году в ходе ноябрьского саммита глав государств Североатлантического альянса в Праге, был принят План совместных действий Украины и НАТО, конечной целью которого является полная интеграция нашей страны в натовские структуры. В этом документе задекларирована общая стратегия отношений Украины и НАТО в сфере политики и безопасности, военного сотрудничества и защите информации. А также оговорены изменения в законодательстве, которые обязуется выполнить наша страна.
Во втором разделе Плана, озаглавленном как «Вопросы безопасности, обороны и военные вопросы» речь идет о реформах, которые должны были проводиться в Вооруженных силах Украины. В этом же разделе оговаривались конкретные задачи, от выполнения которых зависит эффективное сотрудничество Украины с НАТО. Первая — повысить уровень подготовки и оснащения подразделений Вооруженных сил Украины, сделать их более мобильными и современными. Только такая армия, считают представители Альянса, способна защитить свою страну и сделать взнос в миротворческие и гуманитарные миссии. Еще одно требование — усилить роль гражданских специалистов в оборонной сфере государства, а также контроль Парламента и общественности над воинскими формированиями. И, наконец, последней стратегической задачей для Украины в реформе оборонной сферы предусмотрено улучшение государственной межведомственной координации между Минобороны, Минпромполитики, Пограничными войсками, МЧС и МВД.
С тех пор прошло три года. Что мы имеем сегодня? Ничего, кроме все тех же разговоров в высших эшелонах власти относительно дальнейшего выполнения обязательств перед Альянсом с перспективой вступления в него. Да, кстати, за последний год разговоры заметно оживились. Вот уже третий раз Киев принимает генерального секретаря НАТО Яапа де Хоопа Схеффера, который, с одной стороны, вроде бы от всей души желает помочь Украине ускорить процесс продвижения в этом направлении, а с другой — контролирует выполнение Натовских требований, что якобы позволяет нам сократить расстояние до ЕС.
Кстати, о требованиях. В Плане совместных действий говорилось о том, что Украине необходимо будет создать систему управления финансовыми ресурсами на основе методологии НАТО и с учетом международного опыта составления военных бюджетов. Нужно будет плавно перейти к современной системе разработки оборонных программ, бюджетного планирования и финансирования, используемого НАТО; создать ресурсную основу для перехода армии на профессиональный кадровый состав; изменить по западным образцам процессы производства, закупок, финансирования и проведения тендеров в оборонно-промышленном комплексе страны, а также привести в соответствие производственные стандарты отечественного ОПК со стандартами НАТО.
Интересно, а в этом плане не упоминалось, как нужно жить простому народу — тоже по стандартам НАТО?
Однако есть в этом документе одна принципиальная неопределенность: в нем четко обозначены требования, которые предъявляет к Украине Альянс, но совершенно неясно, что ожидает нас в том случае, если мы будем безукоризненно выполнять все пункты Плана? Похоже, что даже в случае выполнения Плана, никто не гарантирует Киеву ство в этой организации. Главное достижение Украины от выполнения этих обязательств будет всего лишь «существенное приближение к стандартам НАТО». А это, возможно, поможет нам, если когда-нибудь вопрос о принятии Украины в этот военно-политический блок будет поставлен на повестку дня.
При таком отношении к нам, вероятно, сегодня следует крепко задуматься, не слишком ли мы рискуем, подставляя спину государствам, которые по большому счету ничего нам не гарантируют.
Вот и нынешний приезд генсека НАТО, и его «плодотворное» общение с Президентом Ющенко ничем конкретным не ознаменовалось. В пламенных речах обоих высокопоставленных лиц так и не прозвучала дата вступления Украины в Альянс.
Ольга Завгородняя, УРА-Информ
agrinews.com.ua