Кто будет следующим президентом России? Будет ли он ориентирован на рынок или на государство? Демократ или авторитарный правитель? И какими будут его выборы – гладкими или скандальными? Хотя следующие президентские выборы состоятся только в марте 2008 года, и Владимир Путин обещал уйти в отставку, в эти дни политические дискуссии ведутся только на одну тему. И более всего россиян интересует один вопрос: кого выберут в преемники Путину?
При поддержке популярного президента и всей государственной машины, включая подконтрольные государству СМИ, выбранный Путиным кандидат должен быть, так сказать, "верняком". Вот почему, когда Путин объявил о неожиданной перетасовке в своем правительстве 14 ноября, это повергло кремленологов в буйство. Шаг Путина подкрепляет теорию о том, что он готовится воспитать наследника, чтобы гарантировать преемственность нынешней правящей группы после 2008 года. "Эти назначения следует рассматривать в контексте "проблемы-2008" и будущих президентских выборов", – уверен Алексей Макаркин, аналитик российского Центра политтехнологий.
Более того, Путин дал первые, хотя и предварительные намеки на то, кто может стать его наследником. Правительственные перестановки проливают свет на две ключевые кандидатуры – это Дмитрий Медведев, бывший глава администрации Путина, и Сер Иванов, министр обороны России. Оба уже давно рассматриваются как возможные кандидаты на главный пост после ухода Путина.
Самым значительным изменением стало то, что теперь Медведев входит в правительство на посту первого заместителя премьер-министра. В результате самому высокопоставленному бюрократу страны теперь в глазах общества дали важную работу. Это также может быть нацелено на повышение его будущих президентских шансов. "Медведеву дали шанс доказать, что он может быть ым политиком, так же как и администратором", – говорит Кристофер Грэнвилл, главный стратег московского инвестиционного банка "Объединенная финансовая группа".
Если то, что Медведева готовят к президентству, правда, это может внести вклад в успокоение инвесторов в России, которые проявляли обеспокоенность все большим вмешательством государства в экономику и экономическим национализмом. Медведева, бывшего преподавателя права Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) университета, считают лидером "либеральной" фракции в Кремле, которая поддерживает рыночную экономику и хорошие отношения с Западом. Эта группа сталкивается с группой силовиков, которая поддерживает более националистическую и ориентированную на интересы государства политику. Инвесторы также надеются, что правительственные перестановки, проведенные Путиным, могут дать новый толчок застопорившимся экономическим реформам.
"Что касается сферы инвестиций, мы определенно рассматриваем это как позитивный шаг", – отмечает Крис Уифер, глава исследовательского отдела Альфа-банка. В день путинского заявления индекс РТС вырос на 2%.
Однако поскольку Россия – это Россия, есть множество "но". Медведеву, администратору, известному своими мягкими манерами, может не хватить темперамента, чтобы стать будущим президентом. В то же время, передвинув Медведева на важный правительственный пост, Путин продвинул и известного силовика, бывшего офицера КГБ Иванова, на пост заместителя премьер-министра. Эта должность пониже, чем медведевская, однако Иванова давно называли возможным преемником, потому что он знает Путина с 1970-х, когда они встретились в КГБ.
Возвышение Иванова, возможно, не должно вызывать больших тревог. Да, как министр обороны, Иванов занимает "позицию ястреба" в таких вопросах, как чеченская война. Время от времени он озвучивал мнения, которые следует ожидать от консерватора – например, он рекомендовал переименовать российский город Волгоград в Сталинград. Однако в отличие от некоторых других ястребов-экс-кагэбэшников в Кремле, Иванова считают одним из самых умеренных и прагматичных силовиков. Он впечатляет своих западных собеседников дипломатическими навыками и хорошим английским. "Он не принадлежит к типу старомодных коммунистических генералов, которые не понимают современного мира. Он более открыт, менее жёсток и является интересным партнером для Запада", – считает Александр Рар, эксперт по России в немецком Совете по международным отношениям в Берлине.
В любом случае, сегодня Медведев выглядит более подготовленным кандидатом. Аналитики полагают, что важно обратить внимание на то, что его сделали ответственным за распределение дополнительных расходов на социальные программы. Эти программы стоимостью 18 млрд долларов рассчитаны на три ближайших года, и многие считают их попыткой Кремля купить общественную поддержку в преддверии следующих выборов. Назначение Медведева на этот политически решающий пост разжег рассуждения о том, что рано или поздно он станет премьер-министром, должность которого является естественной стартовой площадкой для прыжка в президенты. Нынешний премьер-министр России Михаил Фрадков считается менее значительной фигурой, которую Путин, вероятнее всего, заменит до 2008 года.
И все же, даже если в один прекрасный день Медведев получит эту должность, далеко не ясно, что его реформистские склонности могут означать на практике. Как глава путинской администрации, Медведев лояльно поддерживал политику администрации, нацеленную на все большую централизацию власти, включая и те действия, которые оказались непопулярны среди инвесторов в России, например, разрушение частной нефтяной компании ЮКОС.
Увеличение социальных расходов, которое будет контролировать Медведев, также встревожило ориентированных на рынок экономистов, которые боятся роста инфляции. "Медведев не либерал и не консерватор. Он прагматик. Однако он современный человек с опытом работы в рыночной экономике", – говорит Макаркин. Как и Путина, Медведева беспокоят вопросы государственности и политической стабильности, которые сдерживают его прорыночные взгляды.
Свой вклад в общее замешательство вносит и то, что Медведев и Иванов далеко не единственные возможные кандидаты. Путин назначил на смену Медведеву относительно неизвестного чиновника. Это переводит Сер Собянина, бывшего губернатора Тюменской области, в список обсуждаемых кандидатов в президенты. Компетентный руководитель Собянин не связан ни с одной сложившейся в Кремле группой. Однако известно, что он лоялен Путину и поддерживает меры по централизации власти.
Кого бы Путин ни помазал на наследование власти, российская модель управляемой демократии до сих пор сопряжена с рисками. Кремль, вне всякого сомнения, полагает, что при поддержке государственной машины кремлевского кандидата без труда удастся продать российскому обществу, так же как в свое время до решительной победы на выборах 2000 года самого Путина выдернули из безвестности. Однако далеко не ясно и то, есть ли у Медведева или любого другого поддерживаемого Кремлем кандидата то, что требуется для завоевания доверия общества. "Медведеву еще придется это доказать", – подчеркивает Грэнвилл. Если "план А" провалится, кто знает, какие еще сюрпризы может приготовить скрытный президент России?