Намерение Грузии выйти из СНГ вызвало широкий резонанс в Москве. Однако, по мнению аналитиков, едва ли Тбилиси пойдет в этом вопросе до конца, поскольку экономика страны сильно зависит от рынка Содружества. Главная цель нынешнего демарша, - заставить Москву не повышать цены на энергоносители в обмен на отказ Грузии выйти из СНГ.
Как заявил в интервью директор Российского института стратегических исследований Евгений Кожокин, «Обсуждение в парламенте Грузии вопроса о выходе из СНГ вряд ли может вызвать какие-либо чувства, кроме глубокого сожаления. Действительно, на сегодняшний день в отношениях России и Грузии есть серьезные проблемы, но в то же время в Грузию приходят российские инвесторы. Россия абсолютно не настроена на то, чтобы происходила и дальше эскалация российско-грузинских отношений. Выход Грузии из СНГ не причинит сколь либо заметных существенных заметных экономических или военно-политических неприятностей России – это будет просто знак, но знак вне всякого сомнения ненужный ни народу России, ни народу Грузии. Помимо всего прочего есть еще такой фактор, как очень значительная грузинская диаспора, есть трудовые манты, которые приезжают из Грузии в Россию, и эти люди, а речь идет о сотнях тысяч людей, нуждаются в добрососедской атмосфере, а отнюдь не конфликтных отношениях. И мне представляется, что пока решение не принято, возможно благоразумие все-таки восторжествует и этот жест не будет осуществлен».
Вопрос о выходе из СНГ является элементом торга, который Тбилиси вот уже не первый год ведет с Москвой. Так, нынешнее заявление Бурджанадзе было синхронизировано с визитом в Москву министра энергетики Ника Гилаури. Смысл торга - если Россия не станет повышать цены на энергоносители до уровня мировых, тогда и Тбилиси не станет педалировать вопрос о выходе из Содружества.
Если учесть смягчающее заявление спикера Нино Бурджанадзе, о том, что это еще «не означает начало процедуры выхода Грузии из СНГ, то становится вполне очевидно, что Тбилиси еще не приняло окончательного решения. По мнению замдиректора Центра политических технологий, Алексея Макаркина, «Грузия пытается ать с Россией на двух регистрах. Когда есть подчеркнуто конструктивный президент, и есть радикальный, антироссийски настроенный орган законодательной власти. Эта а идет со времен Шеварднадзе, когда парламент требовал ухода российских миротворцев из Абхазии. При Саакашвили он уже этой весной пытался выдвигать ультиматумы по нахождению российских военных объектов на территории Грузии. Теперь же они заявляют о необходимости выхода из СНГ, причем по сути дела по достаточно второстепенному поводу».
По мнению Макаркина, «к этим заявлениям надо относиться сдержано. Он также полагает, что основным на сегодняшний момент остается газовый вопрос.
Соответственно, если сейчас Россия пойдет на уступки, то тогда грузинская сторона может заявить, что остается в СНГ. С другой стороны, если Москва проявит твердость и будет отстаивать свои экономические интересы, то Тбилиси и в этом случае едва ли выйдет из Содружества, так как Грузия зависима от рынка СНГ минимум на 80%. А раз так, то уход из СНГ сразу обострит ее экономические проблемы. Если же учесть, выборы уже не за горами, то такие осложнения ни Саакашвили, ни депутатам грузинского парламента просто не нужны, ибо в условиях конфликта с Россией и СНГ в целом избираться им будет значительно сложнее.. Надо относиться к этой ситуации рационально» - подытожил эксперт.
Тбилиси проводит политику жесткого торга по той причине, что реальных рычагов давления на Москву у Саакашвили нет. Вашингтон, конечно, оказывает определенную поддержку нынешнему режиму, однако идти на ухудшение отношений с Россией из-за Грузии не станет.
Однако не совсем понятно, почему представители политической элиты грузинского народа, не могут понять, что пытаться договариваться с Россией с позиции силы контрпродуктивно.
Арсений Палиевский, РИА Новости
agrinews.com.ua