Как говорили древние: Sic transit gloria mundi – так проходит слава земная (на русском не затем, чтобы перевести, а для того, чтобы повторить).…
Кто бы и чего бы не говорил о способностях журналистов, политологов, экспертов и прочих аналитиков, кроме самих украинцев никто не знает лучше, какова она, Украина, через год после оранжевой революции.
Сколько людей – столько истин.
А «слава земная» как вершина дел людских - быстротечна, непостоянна и мимолетна.
Слушая и читая самих украинцев, ловишь себя на общей мысли, не требующей семи пядей во лбу: мы это уже проходили. Проходили гротескную «революцию» с паукообразными названиями «путч», «ГКЧП» и т.п. Видели, как пошлая глупость одних перерастала в дешевый пиар других, как шел самозабвенный поиск жертв, крови, как за кулисами таилось и ждало, к кому примкнуть, самое вопиющее лицемерие эпохи.Однако поломалась тогда, в 1991 году формула Бисмарка. Не было гениев – замысел был простым, как хозяйственное мыло. Зато в избытке были фанатики и проходимцы.
Профиль идей вылепил будущее. Завоевано право подавать заявки и проводить митинги.
Остальное получили те, кто не участвовал в «этих глупостях».Опыт, который добил «новую историческую общность», в разных вариантах повторился потом во многих углах постсоветского - и не только – пространства. Революции превратились в механический процесс со стандартным производственным циклом: главный аппарат «ржавел», из разных заинтересованных мест подвозилась «а» для бригады, подобранной для его «разборки». Очередной «партком» разрабатывал лозунги, критиковал руководство цеха и заводил массовку. Старый «аппарат» разбирали и собирали новый: в принципе, из такого же материала и по тем же чертежам. Потому что других нет, так как человеческие потребности во всех точках физического мира одинаковы.
В силу этого, годовщина украинского «майдана» видится со стороны, из России, с чувствами смешанными и, в принципе, несложными. При этом хочется особо отметить, что нет в нас злорадства нашей бюрократии и снисходительности нашей «высокой» политологии…
Есть, как отмечалось, ощущение «дежа вю», есть понимание – хоть и неполное, есть определенное сопереживание. Все-таки Россия – это та аудитория, для которой, во многом, и предназначен этот, не в обиду будет сказано, спектакль. Так вот, пример (смиренно это констатируем) украинской революционной мощи через год для нас изрядно «сдулся». И здесь, опять же, не злорадство, а констатация. И у вас, и у нас «пенки и сливки» с революционного продукта снимает «узкий круг революционеров, страшно далеких от народа».Можно считать уважаемого господина В.Ющенко «самым человечным человеком» (то есть более близким к народу, чем наши лидеры), супердемократом и т.п. Но ведь можно и не считать – какой ракурс наблюдения взять.
Общий знаменатель годовщины украинской революции, на котором сосредоточены «обе стороны» баррикад, по-видимому, определяется как разочарование. Об этом много говорилось и во время праздника на самой Украине, и вокруг. 70 % украинцев считает революцию главной причиной нынешнего кризиса. Любопытно, что эта тема звучала и «внизу», и «наверху», где ее интерпретировали от противного: «рано разочаровываться». В общем-то, все это верно и понятно. В революции, как в любви, каждый ищет своё. Кто-то рад «жизни без Кучмы». Кто-то рад за Ющенко. Кто-то – оттого, что стало больше свободы.
Но самое главное, по-видимому, то, что труднее всего понять со стороны: год назад люди ощутили – не скажу единый – но объединивший многих порыв и на некоторое время почувствовали катарсис.
Получили возможность уйти от прошлого.Поэтому одни подчитывают приобретенное и утраченное, другие – вспоминают свои, ни с чем не сравнимые переживания момента истории…
Поэтому одним так сложно понять других, а сам праздник, помимо торжества, принес обиды и выяснения.
И все же не обойтись без «политологии и фактологии»
Рост свободы соседствовал с преследованиями нелояльных чиновников, часть которых «заслужила» эту участь естественно-уголовным образом, но другая-то часть всего лишь выступала за иные идеи.
Одно из главных олицетворений прошлого режима – «идейно-чуждый» (и мо развенчанный) г-н В.Янукович…вдруг ситуационно пригодился и пару недель побыл «другом» против забузившей Юлии Владимировны.
(К празднику его снова «вернули» в прежнее амплуа).
Некрасивая история вышла с деньгами Березовского, что абсолютно не смущает профессионалов, но разрушительно действует на души приглашенных «любителей», излишне зацикливающихся на «чистоте помыслов», «святости целей» и прочей «подобной литературе».
Некоторые «революционеры» - не из последних – вдруг признались, что ни о какой революции и не помышляли, что это все «Юля» и т.п.
Массам, конечно, приятно думать, что это их «порыв» смел «прогнивший режим». К сожалению, это не так.
Режиму просто грамотно дали отойти. Много современных революций оставляют открытым вопрос, почему представители «преступного режима», в основном, отделывались легким испугом?
Очень хочется думать, что это происходило потому, что им на смену приходили такие демократы, что дальше ехать некуда. Однако не всегда дело было в этом. Только в этом.
Это, опять же, чаще всего происходит потому, что цели, громогласно объявленные на «майдане», и цели истинные – несколько не совпадали друг с другом. Новая (теперь уже относительно) украинская команда – люди из той же кучмовской элиты, но из другого глобального сценария.
Помимо желания еще большей демократии они загодя заявили готовность гораздо дальше зайти по дороге, ведущей в противоположную от Москвы сторону.
Когда разрабатывали этот сценарий, о естественных связях и основах украинской экономики думали, но вдохновлялись другим.
Потому что рисовались золотые горы инвестиций и прочие тексты, которых простой народ не понимает.
Для него был текст отдельный.
И в этом плане обещанного «золотого дождя» с Запада не последовало.
В НАТО – пожалуйста.
Для нас ваше НАТО – окончательный уход из выстраданного Россией Крыма, прекращение даже символического (учитывая техническое состояние российского ВМФ) присутствия там…
При этом понятно, что территория освобождается не столько для «обретающих свободу» украинцев, сколько для других войск, других государств и т.п.
Возможно, даже скорее всего – это законный геополитический прагматизм, характерный для нынешних не сентиментальных времен. Тогда зачем так громко дудеть о демократии, идеалах, соседних империалистах? Когда одни «империалисты» просто меняются на «других», от которых, наплевав на веру и историю, некие компактные группы продвинутых персон ждут большего потока дензнаков?
Эмоции в сторону. Итак, Украина отметила годовщину своей революции. Сам праздник, как и все с ним связанное, дал серьезную пищу для размышлений. Проще всего было бы дать расшифровку вечному эпафу «show must go on!» - и дело с концом.
Та же оранжевая атрибутика. В большинстве своем – те же персоны на сцене. (Не было видно только А.Зинченко, некогда имевшего определенный шанс на объединение умеренных в «третью силу», но лопнувшего политическим мыльным пузырем. Не стоило столько торговаться).
Майдан-2005 являл собой любопытное, с точки зрения пиара, зрелище. Как супруги в разводе, оранжевые лидеры появились перед радостными «детьми революции» - народом, наивно радующимся, что снова видит «папу» и «маму» вместе. «Папа» и «мама» могут даже поаться - чего не сделаешь ради детей? Тот факт, что «семью» сохранить не удалось, не отменяет затраченных усилий. Родители продемонстрировали хорошие манеры и если говорили колкости в адрес друг друга, то в завуалированной форме, которую дети, особенно на празднике, воспринимали не слишком.
Более внимательный анализ выдает вещи более очевидные и не слишком веселые. А именно: нового альянса бывших «партнеров» не получится. То, что майдан-2005 не стал вторым актом прошлогодней революции – это не только мудрость «вождей» (она, впрочем, тоже имела место), это трезвый расчет. Состоял он в том, что выступление против Крещатика в ноябре 2005 года – было бы явным фальстартом.
Рано! С 1 января 2006 года (если ничего не изменится!) на Украине вступает в силу политическая реформа, то есть на мартовских выборах будут выбирать, фактически, нового руководителя страны. Ключевые функции управления отойдут к премьеру, которого будет предлагать победившая политическая сила. О сюжет! Вот где будет майдан-3, 4, 5 и т.д.
Только «провести» ту революцию придется предельно аккуратно, а для этого сейчас надо всех успокоить и сохранить о себе добрую память.
Майдан-2 (2005 года), таким образом – дал старт парламентской выборной гонке.
Чего стоят невольные девичьи слезы «оранжевой принцессы» в тот момент, когда ее критиковал президент В.Ющенко! Конечно, «слабую женщину» каждый может обидеть. Любят у нас – и у вас - обиженных. Поэтому не разгневанной фурией, а «белой и пушистой» была Ю.Тимошенко на празднике. Смешно: но опять все ругали В.Януковича (которого сначала чуть не посадили, потом пригласили в союзники, потом «отжали» и отпустили).
Как же без образа врага?
Сам «враг» нигде не появлялся и ничего не праздновал, косил под «трудягу», которому «работать» надо. Стоял, видимо, у станка, точил шары. Поэтому «красный» и «голубой» анти-майданы прошли без него. На первом несли оранжевые гробы и вытирали ноги об оранжевые знамена. На втором все было тихо: отбывали номер. (Востоку подарят выборность губернаторов: то есть дадут возможность слова выбрать своих и успокоиться).
И В.Янукович показал себе «докой» - не стал путаться с маргиналами и носить бутафорские декорации. Ему еще с людьми из Киева пироги в марте делить.В общем, все политические силы Украины «отжали» эффект майдана-2005 по полной программе.
Сухое резюме: «продолжение революции» отложено до начала следующего года. Когда В.Ющенко, получивший «восточного» нынешнего премьера, окончательно превратится в политической классификации в «хромую утку». Против кого тогда сейчас бунтовать?
Правильно. Надо немного выждать.
При этом г-н украинский президент убедился на празднике (благодаря поведению доброй ины – если не больше – майдана), что без Юлии Владимировны никаких «решений» проблемы в марте следующего года не будет.Ю.Тимошенко тоже знает, что рано, преждевременно и совсем не нужно «списывать» недомогающего, но разумного президента, который, как и в прошлом году, может ей пригодиться. И оба они понимают, что при всех «демопиарах» придется договариваться с брутальным В.Януковичем, раздающим символические булавы московским политикам.
Майдан-2005, таким образом, расставил «лошадок» «на номера» и превратил в массовку остальных политиков. На Украине постепенно складывается трехпартийная система, которая будет разумно стремиться к нормальной двухпартийности. Украинские политологи предполагают, что «трехмерное пространство» может быть страховкой от будущих революций. Возможно. Во всяком случае, народ Украины никогда не будет испытывать дефицит красочных зрелищ. Лишь бы при этом не забывали о «хлебе».
Однако имеет право на жизнь и наше предположение о том, что украинская политреформа – это вечный детонатор революционных ситуаций, если учесть темперамент украинского политического класса.
Возможно, роль «ленивого» (представительствующего) президента и была заранее написана под В.Ющенко. Но, если политреформа воплотится в жизнь, верховная власть на Украине будет определяться не суммой отдельных слагаемых, а симбиозом «усеченного президентского кресла», «гипертрофированным премьером» и определяющей все Верховной Радой, которая в любой момент может превратиться в новгородское вече.
Премьер поэнергичней – и от «ленивого президента» останутся одни ласты. Президент потверже – и премьера начнут флажковать. Не секрет, что нынешняя ситуация ведет к тому, что выставленная за дверь Ю.Тимошенко может вернуться через окно – снова на руках – теперь уже избирателей.
Политреформа на Украине, таким образом, просто воспроизводит – вместе с демократией – двоевластие, а это для еще несобранной страны ох! как опасно.
Поэтому возможны варианты, которые не умещаются в рамках небольшой статьи и с которыми мы обещаем познакомить наших читателей в будущем.
Правильно российский премьер М.Фрадков не поехал 23 ноября в Киев. Кто ж ездит в гости после праздника, валясь на больную с похмелья хозяйскую голову, да еще с глупыми предложениями поднять цены на газ под зиму?
DUMAEM