Отметившую годовщину украинскую "оранжевую революцию" теснят, теснят извне. Автократичные правительства – от Китая до Узбекистана, боящиеся распространения уличных протестов, развернули наступление на тот тип некоммерческих активистских организаций, которые сыграли ключевую роль в украинском повороте к демократии.
Конечно, за отменой результатов прошлогодних мошеннических президентских выборов стояло стремление украинцев к свободе. Однако им во многом помогли финансируемые из-за рубежа неправительственные организации (НПО), которые провели для них базисное демократическое обучение, научив их осуществлять мониторинг на выборах и организовывать оппозицию.
Взрывоподобное увеличение количества НПО после окончания холодной войны – и их роль в демократических революциях в Грузии, на Украине и в Киргизии – угают определенным правительствам. Вот и Россия, которая при президенте Владимире Путине становится, все очевиднее, автократичной, задумывается о вселяющих тревогу изменениях, которые сделают работу финансируемых другими государствами НПО в России практически невозможной.
Из уст Путина, главы его разведки и дружественного Кремлю парламента звучат обвинения в том, что НПО отмывают деньги, являются прикрытием для шпионов ЦРУ и средством иностранного вмешательства во внутреннюю политику.
Конечно, мир НПО не безупречен. Есть НПО, которые собирают средства по подложным предлогам. Соблюдение этических стандартов добровольно, и они весьма различны в этом мировом секторе, который включает миллионы НПО, занимающихся самой разнообразной деятельностью – от помощи при стихийных бедствиях до культурного содействия.
Однако правительство России не заинтересовано в разрешении этих проблем. Если бы оно было обеспокоено этим, оно не рассматривало бы способы нанесения грубого удара по всем этим организациям. Законопроект, принятый после первого чтения Думой, потребует от всех НПО регистрироваться как местные российские структуры, которые будут подотчетны госконтролю в вопросах источников финансирования и штата сотрудников, что, по сути, равноценно их закрытию. Более жесткий контроль также ограничит деятельность задающихся российских НПО.
Это приведет к закрытию или ограничению деятельности приблизительно 400 тыс. НПО в России, подавляющее большинство которых занимаются работой с детьми, ветеранами, инвалидами и другими уязвимыми слоями населения. Human Rights Watch, вероятно, уйдет из России, так же как и филантропический Фонд Форда.
Президент Буш недавно поднял этот вопрос в беседе с Путиным. Американские и европейские лидеры должны усилить давление. Они должны указать на иронию того, что Москва перекрывает поток иностранных неправительственных долларов, в то же время активно пропагандируя себя за рубежом. Они могут предложить сформулировать некоторые нормы для НПО, например, запрет на вложение иностранных средств в политические кампании (как в США).
Но важнее всего, чтобы они напомнили Путину, что неправительственный сектор заполняет пробелы, которые не может заполнить правительство, и что открытому обществу – если оно отвечает потребностям своего населения – нечего бояться со стороны НПО. По сути, оно может получить пользу от критики в свой адрес. (Что было бы с США, например, без движений по защите гражданских прав?)
Этот законопроект еще должен пройти несколько стадий, прежде чем стать законом. Путин может показать, что он не боится оранжевого цвета и что он способен прекратить отступление назад, к старой советской системе. Или же он может показать свое истинное лицо и одобрить его.
Давайте надеяться, что случится первое.
Inopressa
agrinews.com.ua