В течение уже длительного времени в мировом сообществе обсуждается вопрос о том, каким же должен быть статус сербского края Косово и Метохия, находящийся под протекторатом ООН более шести лет. Позиции заинтересованных сторон известны: косовские албанцы требуют предоставления Косово независимости, а Сербия за такой его статус, который был бы "больше, чем автономия, но меньше, чем независимость". И если позиция косовских албанцев безоговорочна, то сербы готовы к компромиссам.
Тема косовского урегулирования прозвучала и на состоявшейся в Любляне 5-6 декабря 2005 встрече министров иностранных дел стран-ов ОБСЕ, которая, однако, не смогла принять соответствующую резолюцию в связи с отсутствием единого подхода участников встречи к данной проблемы, в частности к вопросу о неизменности границ.
Участвуя в этой встрече, министр иностранных дел сообщества Сербии и Черногории В.Драшкович призвал все международные организации принять участие в восстановлении прав сербов и других нацменьшинств в Косово, отвергнув ультиматумы экстремистских албанских групп о массовом терроре, если Косово не станет независимым государством. Заявляя, что Сербия не допустит создания нового албанского государства на Балканах, он подчеркивал, что вопрос о статусе Косово должен решаться в соответствии с положениями хельсинского Заключительного акта о незыблемости европейских границ.
Находившийся в эти же дни в Белграде и Приштине высший представитель Европейского союза по вопросам внешней политики и безопасности Х.Солана заявил, что роль ЕС в течение переговорного процесса будет все более значительной, однако ООН сохранит функции управления в Косово до тех пор, пока резолюция 1244 СБ ООН не будет заменена другой резолюцией. Он сделал ряд многозначительных заявлений, которые были истолкованы некоторыми албанскими средствами массовой информации как поддержка требований косовских албанцев предоставления Косово независимости. По словам Х.Соланы, открывается новая страница в истории Косово и поэтому Европейский союз поможет, чтобы этот регион получил европейскую перспективу, "вы начали свое путешествие, сказал он, и если все будет в порядке, можете его завершить в Брюсселе", в отношении албанской делегации на переговорах Х.Солана заметил, что она будет работать над осуществлением "мечты всех жителей Косово".
Имея в виду, что статус Косово должен будет в конечном счете одобрен Советом Безопасности ООН, особую важность приобретает позиция Контактной группы по Косово, в составе которой четыре постоянных а СБ ООН - Россия, США, Великобритания и Франция, а также Германия и Италия. Принятые в ноябре 2005 руководящие принципы определения статуса Косово исходят из того, что решение вопроса о статусе Косово должно способствовать укреплению региональной безопасности и стабильности, обеспечивая невозвращение Косово к ситуации, существовавшей до марта 1999; любое одностороннее или насильственное решение неприемлемо; нынешняя территория Косово не будет изменена, т.е. не допускается раздел Косово или объединение Косово с каким-либо государством или частью какого-либо государства; "территориальная целостность и внутренняя стабильность соседей по региону будет полностью соблюдена"; будет обеспечена безопасность Косово, которое в свою очередь не должно создавать угрозу безопасности своим соседям; усиливаются возможности Косово в борьбе с организованной преступностью и терроризмом.
Определение статуса должно "способствовать реализации европейской перспективы Косово", обеспечивать устойчивую его многонациональность, предусматривать эффективные конституционные гарантии прав человека для всех граждан Косово и прав всех косовских общин, включая право беженцев на возврат к своим домам, а также защиты культурного и религиозного наследия; обеспечивать участие всех общин Косово в управлении как на центральном, так и на местном уровнях; эффективная структура местного самоуправления, созданная в процессе децентрализации, должна способствовать сосуществованию различных общин.
Урегулирование статуса Косово, по мнению Контактной группы, призвано обеспечить устойчивое экономическое и политическое развитие Косово и его сотрудничество с международными организациями и финансовыми учреждениями. В течение некоторого времени будет необходимо международное гражданское и военное присутствие в Косово для контроля за соблюдением решения о статусе, для обеспечения безопасности, в частности защиты национальных меньшинств, а также для надзора за выполнением международных стандартов и оказания в этом необходимой поддержки властям Косово.
Начавшийся процесс определения статуса не может быть прерван и должен быть доведен до конца, специальный посланник генсека ООН может отстранить от участия в переговорах тех, кто не способствует их проведению; в переговорах должна быть обеспечена эффективная роль косовских сербов и других общин края; процесс определения статуса будет зависеть не только от участия в нем всех сторон, но и от ситуации в Косово; работа по применению утвержденных ООН стандартов должна быть продолжена и они будут служить критерием оценки прогресса переговоров. Подтверждено важное значение диалога на всех уровнях между Белградом и Приштиной, а также между различными общинами в Косово.
Эти принципы положены в основу посреднической деятельности бывшего президента Финляндии М.Ахтисаари, назначенного специальным посланником генерального секретаря ООН по процессу определения будущего статуса Косово. Совершая в конце ноября 2005 поездку по Балканам, в ходе которой он посетил Косово, Сербию, Черногорию, Албанию и Македонию, М.Ахтисаари заявлял, что переговорный процесс осуществляется под покровительством ООН, а не отдельных стран; каких-либо сроков проведения переговоров не существует, а свою задачу он видит в налаживании прямых переговоров сторон, в определении будущего, а возможно и окончательного статуса Косово. М.Ахтисаари считает, что международное присутствие в Косово будет продолжительным, поскольку обеспечить условия, при которых новый статус Косово укрепит стабильность в регионе, будет очень трудно. Он положительно оценил Охридский договор 2001 года, установивший основные принципы функционирования многонациональной Македонии, высказавшись вместе с тем против использования примера Боснии и Герцеговины для определения статуса Косово, напомнил о позиции Контактной группы о невозможности раздела Косово, говорил о гарантиях неизменности существующих границ. М.Ахтисаари рассчитывает, что начало переговоров позволит ускорить решение накошихся в Косово проблем. Признав, что самой большой проблемой является обеспечение прав сербов в Косово, он предупредил, что проявление насилия в ходе переговорного процесса было бы контропродуктивным. Косовских сербов настоил его вопрос о том, какие гарантии им необходимы, если так случится, что Косово станет независимым. М.Ахтисаари подчеркивал, что успех переговоров будет зависеть от результатов применения международных стандартов для Косово.
После посещения Балкан спецпосланник генсека ООН М.Ахтисаари осуществил визиты в Брюссель и Москву, где продолжил консультации о том, каким же будет будущий статус Косово. Продолжением этой "челночной дипломатии" М.Ахтисаари должны стать непосредственные контакты заинтересованных сторон при участии международных представителей. Ожидается, что переговоры о будущем статусе Косово начнутся в Вене уже в январе 2006 года.
ИА REGNUM
agrinews.com.ua