Существует несколько причин, как исторических, так и современных, почему заявку правительства Турции о вступлении в ЕС нужно отклонить.
16 декабря Орхан Памук (Orhan Pamuk), один из наиболее известных писателей Турции, предстанет перед судом по обвинению в “оскорблении национальной принадлежности”. Такое решение турецкие власти приняли после того, как Орхан Памук выступил за открытое обсуждение турецкого геноцида 1,5 млн. армян в 1915 и 1916 годах. Теперь ему грозит три года тюрьмы.
На фоне этого суда следует вспомнить, что в декабре 1999 года Европейский совет присвоил Турции статус кандидата в ы ЕС, предполагая, что Турция станет ом союза в недалеком будущем. Через год Совет попросил Еврокомиссию решить к октябрю 2004 года, насколько Турция соответствует политическим критериям вступления в союз – включая демократию, правовые нормы и уважение прав этнических меньшинств. 29 из 30 ов Комиссии согласились, что Турция соответствует требованиям. Единственным противником такого решения был Фриц Болькештайн (Frits Bolkestein).
На его решение повлиял отчет самой Комиссии относительно того, что в 2003 году около 21 870 граждан Турции попросили убежища в ЕС, из них 2 127 человек получили его. Другими словами, правительства стран ЕС признали в 2003 году, что турецкое правительство преследовало более 2000 собственных граждан.
Комиссия также опубликовала доклад о состоянии дел в Турции, в котором говорилось, что реформы в стране продолжаются, но немного медленнее при исламски направленном правительстве премьера Тайипа Эрдогана (Tayyip Erdogan). В докладе также говорилось о некоторых серьезных опасениях: нарушение прав человека, включая использование пыток; влияние военных остается слишком сильным; свобода слова не полностью соблюдается; немусульманские религии и культурные меньшинства сталкиваются с дискриминацией; насилие над женщинами не достаточно сильно преследуется.
Со времени начала переговоров о вступлении Турции в союз в октябре этого года немногое изменилось. В марте этого года полиция жестоко разогнала демонстрацию в честь Международного женского дня. В мае был закрыт крупнейший союз преподавателей, выступавший за продвижение образования для 14 млн. курдов Турции на их родном языке.
Министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль (Abdullah Gul) внезапно отменил недавнюю пресс-конференцию в Копенгагене, когда он увидел в зале курдского журналиста, а датчане отказались заставить его удалиться.
Такие действия и отношение достаточно хорошо оправдывают решение г-на Болькештайна. Но даже при отсутствии этих недостатков Турция не соответствует статусу ЕС, поскольку не является европейской страной. Христианство, феодализм, Ренессанс, Просвещение, демократия и индустриализация сделали европейцев теми, кто они есть, но не сделали турок теми, кто они есть.
Может быть, что реформы в Турции, которые проводятся по требованию Еврокомиссии, не продолжатся после ее вступления в союз.
Более того, вступление Турции в ЕС приведет и к вступлению Украины, Беларуси и Молдовы, а также, возможно, Грузии, Армении и Азербайджана. Первые три страны точно более европейские, чем Турция. Но если отбросить три кавказские страны и включить страны-преемников Югославии, в ЕС будет уже 35 ов. Каким же тогда будет этот союз?
Евросоюз – это не просто клуб друзей. Он основан на свободе передвижения товаров, услуг, капитала и людей. Комиссия, как хранитель договоров союза, должна защищать эти четыре основные свободы, а это означает, что она должна убеждать, и при необходимости заставлять ов союза менять свои законы. Политика относительно я в Швеции, закон, касающийся Volkswagen в Германии, дискриминация против зарубежных инвестиционных фондов во Франции, - все это примеры случаев, которые сделали Комиссию непопулярной. Но они были необходимы.
Ко времени ухода Болькештайна из Комиссии, у него скопилось 1500 таких разбирательств о нарушении. Одним словом, вступление в ЕС влечет за собой необходимость принять острые меры, которые сильно повлияют на внутренние дела страны.
А это будет невозможным при таких в корне разных ах союза. ЕС станет тогда неприемлемо разбавленным. Вот почему бывший президент Франции Валери Жискар Д`Эстен (Valery Giscard d'Estaing) боялся, что вступление Турции в союз приведет к его распаду, и почему бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт (Helmut Schmidt) заявил: “Вступление Турции будет чем-то большим, чем ЕС сможет выдержать”.
Но самой веской причиной отказа Турции является вопрос демократии: большинство населения ЕС просто не хочет этого.
Фриц Болькештайн был ом Европейской Комиссии с 1999 по прошлый год, и является бывшим министром обороны Нидерландов.
Александр Гержан, по материалам Фрица Болькештайна
agrinews.com.ua