Действия переговорщиков
На совещании в Кабинете министров Украины (12.12) участники пришли к выводу, что прекращение транзита российского газа через территорию страны технологически невозможно, поскольку ОАО "Газпром" до сих пор не имеет как собственных газохранилищ, так и альтернативных газопроводов.
Президент Туркменистана Ниязов отказал (12.12) представителю "Газпрома" А. Миллеру в сохранении на 2006 г. цены на газ в $44 за 1 тыс. кубометров и выдвинул требование цены $60. Почему-то украинская сторона расценила этот факт как выгодный для себя, и министр Плачков снова занял жесткую позицию на переговорах с Христенко (12.12). Итоговое решение достигнуто не было.
ОАО "Газпром" создал (13.12) "оперативный штаб" по обеспечению бесперебойных поставок газа европейским потребителям по территории Украины. В тот же день председатель правления "Газпрома" Миллер заявил, что компромисс в газовом споре с Украиной возможен в случае допуска "Газпрома" к управлению газотранспортной системой (ГТС) Украины. Фактически "Газпром" предъявил ультиматум - прекращение поставок газа в Украину, если до 1.01.2006 не будет подписан контракт на поставку российского газа.
В ответном заявлении (14.12) зампред правления "Нафтогаза" Лопушанский назвал это условие неприемлемым.
Но главным ударом со стороны России стало заявление (14.12) зампреда правления "Газпрома" А. Медведева о том, что в связи с затяжкой переговоров "Газпром" отказывается от "компромиссной" цены на газ для Украины на 2006 г. ($160 за 1 тыс. куб. м.) и настаивает на полном переходе на рыночные цены для Украины, которые на данный момент составляют $217-230 за 1 тыс. куб. м. (Судя по всему, это стало эмоциональной реакцией выведенных из себя россиян на откровенно хамское поведение украинских "переговорщиков", прежде всего Ивченко).
Позиция украинских властей
Президент Ющенко хранил олимпийское спокойствие. 14.12 он заявил, что предложит реализовывать российский газ по новым ценам сначала в индустриальном секторе, постепенно повышая его стоимость для частного и коммунального секторов. По его словам, при увеличении цены транзита Украина сможет оплатить закупку российского газа по новым ценам, однако в несколько меньших объемах.
Ющенко повторил, что Украина настаивает на поэтапном решении вопроса перехода на денежные расчеты с Россией в газовой сфере. По его мнению, основные отрасли индустрии, включая металлургию и машиностроение, способны выдержать повышение цен, однако проблему представляет химическая отрасль. Он заявил также, что его цель - "обеспечить полную энергетическую независимость Украины".
Тем не менее, были приняты меры: Ивченко потерял пост замминистра, были уволены два его заместителя по "Нефтегазу", а вместо них был назначен Игорь Васюнык - брат замглавы Секретариата Ивана Васюныка. Таким образом Президент выводит Ивченко из "одиночного плавания" и берет под личный контроль ситуацию в "Нефтегазе" (что, правда, может быть связано не только с газовым кризисом, но и с приближающимся введением в действие политреформы).
15.12 Ехануров провел совещание по газовым проблемам. По итогам совещания, министр промполитики Шандра заявил, что промышленность Украины может сэкономить около 13 млрд. куб. м. газа в год из ежегодно потребляемых ею 19,5 млрд. куб. м. за счет перехода на уголь и внедрение энергосбережения. Однако он не сказал, сколько времени потребует такой переход.
15.12 украинское правительство выдвинуло свой вариант выхода из газового кризиса. "Газпрому" был предложен контроль над иной внутреннего газового рынка в обмен на согласие повышать цены на газ не резко, а постепенно. "Газпром" это предложение отверг.
Это подтверждает тезис, что российское руководство собирается твердо придерживаться новой внешнеполитической концепции, согласно которой льготные поставки газа предусматриваются только для союзников РФ - ов ОДКБ (Белоруссия, Армения). Предложенные "Газпромом" примерные цены для постсоветских государств, потребителей российского газа, составляют:
- Украина 220-230$.
- Молдова 150-160$.
- Страны Балтии 120-125$.
- Грузия, Армения 110$.
- Беларусь 47$.
Ход конфликта свидетельствует о том, что украинское руководство заранее шло на обострение кризиса и не предпринимало мер, способных привести к договоренностям на более ранних стадиях. Очевидным мотивом украинского правительства является расчет на то, что при вступлении в НАТО, раньше или позже, такой кризис неизбежен. Тем не менее, для Киева явилась неожиданным выдвижение новых цен "Газпромом".
Очевидно, украинская сторона действительно затягивает переговоры и умышленно избегает согласования промежуточных цен на газ и транзит. Украинская сторона продолжает считать прежние соглашения и упомянутые в них цены действительными, тем самым подталкивая "Газпром" к односторонним действиям.
Вероятно, украинское правительство рассчитывает на выдвижение Кремлём дополнительных условий, которые будут означать "реальную цену" урегулирования возникшего кризиса. Тем не менее, такие условия пока не были выдвинуты.
Расчеты Киева на вмешательство Запада не подтверждаются. Российское руководство почти полностью передало вопросы формирования экспортных цен на газ руководству "Газпрома", который, по согласованию с правительством, применяет диверсифицированую шкалу в отношении стран СНГ.
В контексте углубления кризиса и ожидаемого обострения украинско-российских отношений, усиливается перспектива формального выхода Украины из СНГ.
«Аналитик»
agrinews.com.ua