Мы знаем, что вы завершаете работу над докладом о связях между организованной преступностью и терроризмом в контрабанде ядерных материалов в Евразии. Какие основные выводы вашего доклада, профессор Шелли?
Я считаю самым важным, что США и Россия слишком много внимания уделяют технической стороне дела и слишком мало внимания человеческим вопросам. Однако самая главная угроза исходит от людей, от связей преступников с террористами. Преступники и террористы работают вместе в существующих организационных формах.
Почему вы, профессор Орттанг, считаете опасным совместное содержание террористов и обычных преступников в одних и тех же тюрьмах, что является широко распространенной практикой в Восточной Европе?
В плане контактов преступников и террористов тюрьма оказывается именно тем местом, где они естественно и легко контактируют. Получается, что власти сами организуют контакты преступников и террористов, которые, оказавшись вместе, могут придумывать какие-то совместные действия. Например, договориться о получении ядерного материала и транспортировке его в нужное место.
В начале этого года Мохамед Эль-Барадей, глава МАГАТЭ, сказал, что опасность попадания ядерных материалов в руки террористов и использования ими этих материалов невелика. Выводы вашего доклада совершенно противоположные. Чем вы это объясняете, профессор Шелли?
Может быть, он имеет в виду большие по размерам единицы ядерного оружия. Но и мы тоже не считаем это оружие главной проблемой. Мы считаем главной проблемой ядерные материалы, которые, как мы знаем, были изъяты у преступников на бывших советских границах. Причем, мы сомневаемся, что были изъяты все контрабандные ядерные материалы. Ведь сейчас эти границы очень плохо охраняются. А многие террористы нуждаются в ядерных материалах. И то, что преступники обладают таким товаром и готовы его продать, нас очень пугает.
Есть сообщения, что, будто бы, Усама бин-Ладен говорил, что ядерные материалы уже пересекли границы России и Украины и уже находятся в руках террористов. Если это действительно так, то, сколько осталось времени до рокового часа?
Мы точно ничего не знаем. Но, судя по терактам в Испании и других местах, террористам нужно два-три года, чтобы подготовить теракт с использованием ядерных материалов.
В прошлом серьезная угроза исходила от ученых-ядерщиков, оказавшихся без работы и без средств к существованию. Эти ученые готовы были продавать свои знания и разработки таким преступным государствам как Северная Корея. Но, к счастью, этой угрозы уже не существует. Какая новая угроза оказалась на ее месте, профессор Орттанг?
Новая угроза гораздо страшнее той, которая была раньше. Раньше мы думали, что какой-то ученый продаст свои знания любому, чтобы только прокормить свою семью. А сегодня угроза связана с очень долгой войной в Чечне. И ясно, что она распространяется на весь Северный Кавказ. Она затрагивает Дагестан, Ингушетию и другие республики Северного Кавказа. И вполне возможно, что люди, которые там борются с Россией, захотят использовать ядерные материалы в своей борьбе. Сегодня – в свете терактов 11 сентября – угроза использования террористами ядерных материалов кажется гораздо опаснее, чем та, которая была связана с использованием ученых-ядерщиков.
Я бы говорила не только об использовании ученых. Угроза может исходить от администраторов и просто рабочих на ядерных объектах. Тем более что сейчас усиливается проблема мании. И, например, рабочие, которые злоупотребляют тиками, могут содействовать террористам в получении ядерных материалов. И, в результате, угроза поменялась. К тому же Россия стала активно участвовать в процессах глобализации. Глобализироваться стал и преступный мир, в котором тики занимают лишь одну часть контрабандной торговли. А ядерные материалы перевозят не по специальным, а по обычным контрабандным путям.
Инциденты с газом в магазинах Санкт-Петербурга.
Анна Плотникова
По словам самих пострадавших, утром большинство из них находилось в основном торговом зале. Хлопка или взрыва никто не слышал, а запах почувствовали все. Кто-то определяет его как чесночный, кто-то – как запах тухлой капусты, третьи – просто как тошнотворный. Через несколько секунд после появления запаха люди начали ощущать жжение и резь в глазах. Сразу после этого администрация магазина вызвала «скорую помощь».
В магазинах на улице Фаворского и на Богатырском проспекте охрана сработала на опережение: на Богатырском находку, вызвавшую подозрение, накрыли спецсредством «Фонтан» до прибытия сотрудников органов.
По словам свидетелей произошедшего, при появлении запаха у людей появлялись следующие симптомы: кашель, учащение сердцебиения, повышение давления.
Странную позицию заняли представители администрации магазинов, которые пытаются замять инциденты. Так, в магазине на Богатырском проспекте сообщили, что у них все в полном порядке. На Ленинском проспекте сказали, что магазин закрывался по техническим причинам минут на 40, потом был открыт вновь. При этом, что за «техпричины», в торговой точке пояснить отказались.
Впрочем, с другой стороны, стремление скрыть информацию о ЧП понятно – торговая фирма не хочет терять имиджа, а точнее – клиентов, которые в канун новогодних праздников в огромном количестве посещают подобные магазины, оптом закупая подарки. Магазины сети находятся в диаметрально противоположных концах города. Учитывая это, можно предположить, что сегодняшние происшествия – некая спланированная акция, слишком жестокая для контов, но слишком слабая для экстремистов. На учения, происходящее, увы, не похоже.
К вечеру руководитель службы информации ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Вячеслав Степченко сообщил, что основной версией произошедшего является недобросовестная конция в связи с тем, что незадолго до сегодняшнего инцидента руководство «Максидома» обращалось в ГУВД, так как они стали получать письма с угрозами испортить предновогоднюю торговлю. В настоящее время установлено, что в ампулах, обнаруженных в четырех магазинах сети «Максидом», находится вещество меркаптан, которое применяется для запахового эффекта в гражданских средствах самообороны, не является боевым отравляющим веществом и серьезных последствий не влечет.
«Версия теракта в данном случае полностью исключена, и уголовное дело ждено по статье «хулиганство», - подчеркнул Степченко.
Вообще, в этой истории много неясного – произошедший инцидент может отпугнуть покупателей не только от «Максидома», но и от других крупных торговых сетей. Сам «Максидом» тоже не безгрешен – он активно противился приходу в Петербург таких крупных оков, как шведская фирма ИКЕА, которая была вынуждена поставить свой торговый центр на территории Ленинградской области.
Инна Дубинская, "VOA News"
,