В Украине все чаще раздаются голоса с требованием пересмотра украинско-российских соглашений по условиям базирования Черноморского флота России на украинской территории, и в первую очередь о значительном повышении цен за аренду объектов. В России с не меньшей категоричностью возражают: нет оснований для пересмотра соглашений.
И все же: насколько реален пересмотр базовых соглашений по пребыванию российского флота в Севастополе, чем он чреват для отношений двух стран? Об этом "Грани плюс" говорят с директором международных программ Центра им. Разумкова Валерием Чалым.
- Вы недавно заявили, что Украина стоит на пороге нового этапа отношений с Россией, и что Россия готова признать наш евроатлантический курс и выстраивать новую прагматичную модель отношений. Будет ли в этой модели пересмотрен правовой и политический статус Черноморского флота Российской Федерации?
- Действительно, перевод отношений на прозрачную и взаимовыгодную основу влечет за собой инвентаризацию соглашений и договоренностей, которые зачастую достигались кулуарными, теневыми методами. Но это не значит, что Украина будет денонсировать соглашения по Черноморскому флоту.
Тем более, что уже не раз нами официально было заявлено: Украина будет придерживаться обязательств, закрепленных в международных документах. Но выполнению этих соглашений теперь будет уделяться больше внимания. Ведь для специалистов и для общественности не секрет, что Россией сегодня выполняются не все пункты соглашений по ЧФ.
В первую очередь это касается перечня объектов аренды, передачи навигационного оборудования, вопросов модернизации вооружений. Есть немало проблемных позиций, связанных со всей хозяйственной деятельностью Черноморского Флота России на территории Украины.
Если Россия будет настаивать на пересмотре финансовых условий выполнений тех или иных соглашений в каких-либо сферах, то Украина вправе поставить вопрос о приведении в соответствие с сегодняшним днем оплаты за пребывание Черноморского флота на своей территории. Общеизвестно, что по сравнению с мировыми стандартами эта оплата занижена в разы и не выплачивается живыми деньгами, а идет в счет погашения газовых долгов минувших лет.
- Вы допускаете, что Украина может резко поднять цены на аренду или в одностороннем порядке выйти из соглашения по Черноморскому флоту?
- Я не думаю, что будут предприниматься какие-то действия, связанные с денонсацией соглашения. Точнее, я это исключаю. Украина последовательна в выполнении международных договоров. Такие предложения звучат от различных партий, общественных организаций. Считаю, что вопросы надо решать по каждой сфере отдельно, нам следует придерживаться документов и четко выполнять законодательство Украины.
Это единственная формула решения вопроса. В случае с Черноморским флотом будет рассматриваться исключительно сфера выполнения соглашений по Черноморскому флоту, и цель - исправление тех нарушений, которые были допущены. Полагаю, будет проводиться четкий мониторинг исполнения договоренностей.
- Но вероятность повышения цен на аренду вы допускаете?
- Настойчивость Украины, с которой она будет инициировать изменения в договор по пребыванию Черноморского Флота Российской Федерации на нашей территории, зависит от того, насколько Россия будет настаивать на изменении условий, закрепленных в нормативно-правовых актах в других сферах, в том числе и газовой.
- Как преодолеть нынешнее обострение в украинско-российских отношениях?
- Происходит становление новой модели взаимоотношений. Россия инициировала давление в газовой сфере, и это потянуло весь клубок проблемных вопросов, которые последние годы не решались, хотя давно должны были быть урегулированы. Выход - в построении новой модели взаимовыгодного равноправного партнерства.
Наши отношения с Россией действительно носят ассиметричный характер, Россия имеет больший потенциал и в военной, и в энергетической сфере, и, собственно, иной геополитический вес, чем Украина. Тем не менее, Украина вправе рассчитывать на долгосрочные и взаимовыгодные отношения стратегического характера, которые строятся на нормах международного права. В этом случае, эти отношения будут ассиметричными, но равноправными.
Во многом они зависят от того, с достоинством ли наше политическое руководство и политическая элита будут вести соответствующие дискуссии, и будут ли они придерживаться национальных интересов Украины. Другое дело, что существуют два опасных стереотипа. В России все еще считают, что путем тех или иных действий можно вернуть Украину в сферу своего влияния. В Украине существует другой стереотип: любое углубление отношений с Россией это угроза ее суверенитету.
Оба стереотипа принесли немало вреда, и пока мы от них не отойдем, то вряд ли мы сможем создать новую природу наших отношений. Сейчас мы пребываем в поиске модели, которая будет отвечать европейской практике двусторонних взаимоотношений. Это возможно после того, как Россия преодолеет имперский комплекс, а Украина - комплекс неполноценности.
"Грани плюс"
agrinews.com.ua