Дитмар Штюдеманн убежден: наибольшая ценность в деловых отношениях - это доверие
Последствия украинско-российской «газовой войны» скажутся непосредственно на западноевропейских потребителях российского газа. В том числе и Германии, которая в энергетических вопросах до недавнего времени действовала, казалось бы, в унисон с Кремлем. Тем не менее официальный Берлин заинтересован в том, чтобы вопросы газопоставок и транзита «голубого топлива» Киев и Москва решали в соответствии с практикой международных договоренностей. Об этом, а также о перспективах украинско-немецких отношений шла речь в эксклюзивном интервью изданию «СЕЙЧАС» Чрезвычайного и Полномочного Посла Федеративной Республики Германии в Украине Дитмара Штюдеманна.
- Господин посол, прежде всего мне хотелось бы поздравить Вас с деством и пожелать Вам и в Вашем лице немецкому народу мира и процветания.
- Спасибо за поздравления и пожелания счастья. Ведь счастье - это то, что всегда пригодится. С другой стороны, чтобы достигнуть успеха, нужны сила, энергия и фантазия. Я надеюсь, этого не занимать как немецким, так и украинским политикам.
- Какова Ваша оценка развития украинско-немецких отношений в течение уже уходящего 2005 года?
- Я считаю, что они были обозначены обоюдным доверием и способностью сторон к их интенсификации. Мы понимаем, что Украина проходит непростой путь в своем развитии. Но «оранжевая революция», которая произошла в Украине в прошлом году, - это чрезвычайно важное событие, и его последствия трудно переоценить. Теперь задача состоит в том, чтобы воплотить в жизнь ее идеалы. Мы же готовы и далее оказывать Вам поддержку в этом процессе.
- А что принес уходящий год в экономическом плане?
- Если говорить о наших экономических взаимоотношениях, то в целом мы ими довольны. Германия, как и прежде, оставалась и остается экономическим партнером №2 для Украины. Товарооборот между нашими странами продолжал расти. Правда, существует определенный дисбаланс: объемы экспорта из Германии в Украину больше, чем экспорта из Украины в Германию. Если посмотреть на структуру немецкого экспорта, то здесь в основном идет речь об инвестиционных товарах (производственные мощности и оборудование. - «СЕЙЧАС»), являющихся важным фактором формирования в Украине контоспособной и модернизированной экономики.
Украина для Германии является важным экономическим партнером. Прежде всего, потому что украинский рынок обширен и способен принимать большое количество товаров, учитывая возросшую покупательную способность населения. С другой стороны, Украина все больше становится интересной для немецких инвесторов как с точки зрения вложения средств, так и размещения производственных мощностей. Это связано с тем, что соотношение между ценами (на товары массового потребления. - «СЕЙЧАС») и стоимостью рабочей силы в Украине меньше, чем во всех странах ЕС, включая новых ов Евросоюза. Этим преимуществом захотят воспользоваться иностранные инвесторы. Нужно также учитывать то обстоятельство, что Украина находится как раз в центре Европы, поэтому здесь транспортные и телекоммуникационные расходы намного ниже, чем в более отдаленных государствах.
Все это дает мне основания рассчитывать на то, что наши экономические связи в будущем заметно интенсифицируются. Но важным залогом этого является дальнейшее развитие страны, которое обеспечит ей стабильные перспективы.
- Какова Ваша оценка инвестиционного климата в Украине? Как в Германии была воспринята отмена льгот для свободных экономических зон?
- Предприниматели Германии, как и любые потенциальные инвесторы, ожидают надежных рамочных условий для инвестиций. Сюда относятся прежде всего правовые условия ведения бизнеса. Мы должны быть уверены в том, что правовая база сохранится в том виде, в котором она существует сейчас.
Конечно, у многих немецких предпринимателей возникла проблема в связи с тем, что они шли со своими инвестициями в Украину, где были свободные экономические зоны. И вдруг в один момент все изменилось. Это отрицательно сказалось на расчетах, инвестиционных перспективах этих предприятий в Украине. И от правительства Украины ожидается, даже требуется решение этой проблемы.
Я не могу себе представить - и эту мысль разделяют мои коллеги - что Россия допустит, чтобы кто-то каким-либо образом пытался расшатать доверие к ее способности обеспечивать европейских партнеров энергоносителями.
- Сейчас между Украиной и Россией ведутся трудные переговоры по цене на поставляемый газ. Какова Ваша оценка украинско-российского газового конфликта и способов его решения?
- Самым важным в отношениях в газовой сфере - в отношениях между производителем, поставщиком и покупателем - является доверие и соблюдение достигнутых договоренностей. А также обеспечение элементарного принципа: контракты нужно выполнять. Я думаю, что именно на этой основе нужно рассматривать нынешнюю ситуацию в отношениях между Украиной и Россией, касающуюся транспортировки и транзита газа.
Я не могу себе представить - и эту мысль разделяют мои коллеги - что Россия допустит, чтобы кто-то каким-либо образом пытался расшатать доверие по отношению к ее способности обеспечивать европейских партнеров энергоносителями. Кроме того, если Россия в одностороннем порядке начнет отходить от той системы договоров с Украиной, регулирующей цены и тарифы на период до 2009 г., то это может снизить доверие европейских партнеров к РФ.
Вполне разумно и нормально, что уже сегодня стороны начинают размышлять над тем, каким в дальнейшем будет ценообразование. Ведь внедрение рыночных принципов ценообразования и регулирования газового рынка само по себе способствует стабилизации отношений между тремя сторонами этого процесса. Но на это нужно время и необходимы переговоры, чтобы стандарты, характерные для рынка ЕС, были воплощены и стали действенными в Украине и России.
Мой комментарий можно подытожить так. Первое: речь идет о двустороннем деле, которое должно быть урегулировано Россией и Украиной. Второе: внедрение рыночных механизмов - либерализация рынка газа - является шагом в направлении стабилизации и большей предсказуемости отношений между всеми задействованными партнерами. И третье: все изменения в этой сфере должны происходить на основе соответствующих договоров, с учетом интересов обеих сторон и по принципу равноправия.
- Насколько обоснованы расчеты Германии на Североевропейский газопровод? Сможет ли он «перекрыть» мощность украинской ГТС?
- Я не специалист по техническим вопросам. Но хочу сказать, что, во-первых, эта труба, которая в Германии называется «Балтийской», не направлена против кого-либо. Это всего лишь попытка учесть то, что потребность в энергоносителях в Европе будет постоянно расти, а запасы нефти и газа в Северном море убывают. Поэтому Балтийский газопровод - это дополнительная трасса, необходимость в которой вызвана ростом потребности в энергоносителях. Это никоим образом не задевает транзитные отношения между Германией и Украиной. Украина и в будущем будет оставаться для Германии нерядовым, возможно, даже самым важным партнером в вопросе транзита энергоносителей.
- Не утратила ли Германия интерес к украинско-российско-немецкому проекту газотранспортного консорциума?
- Я думаю, здесь нужно провести разграничения. Идея этого консорциума возникла в 2002 г. во время переговоров политического руководства Украины, России и Германии в Санкт-Петербурге. Но до сегодняшнего дня ГТК остается на стадии проекта. И то, что этот проект до сих пор не реализуется, зависит не от немецкой стороны, а от вопросов, касающихся отношений между Украиной и Россией.
- Какие роль и место в своей внешней политике отводит Украине новое руководство Германии?
- То, что Украина и далее остается стратегическим партнером Германии, весьма четко прослеживается в заявлении, которое было оглашено нашим новым руководством (новый канцлер ФРГ Ангела Меркель в одной из своих речей отметила важность сотрудничества со странами Восточной Европы. - «СЕЙЧАС»). Поэтому я уверен, что ваша страна и впредь будет занимать в жизни Германии важное место, которое, впрочем, нужно наполнить субстанцией. Думаю, что мы в следующем году проведем межправительственные консультации, после чего интенсивный диалог продолжится на всех уровнях.
"СЕЙЧАС"
agrinews.com.ua