Верховный суд Узбекистана приговорил одиннадцать сотрудников правоохранительных органов к лишению свободы на сроки от полутора до 11 лет. В том числе тюремные сроки получили крупные чиновники – экс-начальник УВД всей Андижанской области и его заместитель. Расстрел мирных жителей в список обвинений не входит.
В среду Верховный суд Узбекистана зачитал приговор еще одной группе подсудимых по делу о майском мятеже в Андижане. На этот раз узбекские власти добрались до милиционеров и тюремных врачей.
Зампредседателя Верховного суда республики Бахтиер Джамалов огласил приговор. 11 подсудимых осуждены на сроки от 1,6 месяцев до 11 лет лишения свободы, один приговорен к трем годам исправительных работ. Бывший начальник УВД Андижанской области Дилмурод Окмирзаев получил два с иной года с отбыванием наказания в колонии-поселении. Сроки получили также двое его заместителей, в том числе экс-глава областного управления по борьбе с терроризмом.
Как известно, в мае этого года при подавлении антиправительственного митинга было убито по официальной версии 170 человек, а по неофициальной – от 500 до 1000 человек. Людей на площади без разбора расстреливали из БТР, а правозащитников, которые об этом рассказывали впоследствии, сажали за решетку. Конечно, милиционеров осудили не за расстрел жителей Андижана на митинге, а за то, что этот митинг вообще состоялся.
В приговоре суда отмечается, что «руководители УВД Андижанской области, зная ухудшение оперативной обстановки, пустили на самотек борьбу с преступностью, работу по предупреждению и профилактике преступлений, не приняли должных мер по обеспечению безопасности граждан». Главная их вина в том, что они не пресекли «нелегальную» деятельность движения «Акромия», чьи сторонники подняли мятеж.
«Ими допущены ошибки в подборе кадров, повышении их ответственности, соблюдении правил сохранности табельного оружия. Не обеспечили охрану объектов УВД», – говорится в приговоре. Тюремные врачи Муродулло Сувонов и Бобир Хакбердиев, соответственно, осуждены на 11 и на 8 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Вина их в том, что они передавали посылки и письма лидеру «Акромии» Акрому Юлдашеву, а также передали ему мобильный телефон.
«Из материалов предварительного следствия видно, что в результате ненадлежащего исполнения указанными лицами своих служебных обязанностей, необеспечения ими охраны милицейских и военных объектов, небрежного хранения огнестрельного оружия, боевых припасов и других преступных деяний террористы без серьезных препятствий проникли и захватили такие объекты, как батальон патрульно-постовой службы, войсковая часть, тюрьма, завладели большим количеством огнестрельного оружия и боеприпасов, незаконно освободили из тюрьмы сотни опасных преступников», – подчеркивается в приговоре Верховного суда. Как обычно на узбекских судах по андижанским событиям, все обвиняемые признали свою вину и всячески помогали следствию себя осудить.
Однако это не первые милиционеры, осужденные за Андижан. Как сообщает радио «Свобода», по делу о массовых беспорядках в Андижане на длительные сроки заключения осуждены уже более 150 человек, в том числе, 19 милиционеров.
Первых 15 участников андижанских событий осудили в период с 20 сентября по 14 ноября. После открытого показательного процесса, на котором подсудимые просили их расстрелять, прошло несколько закрытых быстрых судов, на которых осудили еще более 100 человек. Заседания были закрытыми, несмотря на то, что законодательство республики подразумевает открытый порядок ведения судебных заседаний. Здания, в которых шли суды, были оцеплены сотрудниками милиции, которые фотографировали всех желающих попасть внутрь.
По данным властей, в мае-июне в Андижане и Ташкенте был задержан 121 подозреваемый. Правозащитники уверены, что задержанных значительно больше. По данным Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ), в узбекских тюрьмах по обвинению в религиозном экстремизме находятся 7 тысяч заключенных, в основном это мужчины трудоспособного возраста.
"Газета"
agrinews.com.ua