У Дэниела Пайпса нет сомнений: "Иран делает ставку на атомную бомбу, и дипломатический балет служит лишь ширмой, чтобы скрыть истинные намерения". Он скептически относится к возможностям ООН урегулировать кризис. И он заявил корреспонденту Repubblica, что приближается момент, когда Тегерану следует предъявить четкий и грозный ультиматум: "Или вы немедленно блокируете свои ядерные программы, или мы уничтожим ракетным ударом все вновь открытые объекты".
Основатель и директор исследовательской организации "Ближневосточный ", автор 18 книг, переведенных на 19 языков, Пайпс является одним из крупнейших американских экспертов по Ближнему Востоку. Кроме того, он неоконсерватор, близкий к Белому дому: эта позиция и антиконформистский подход к отношениям с исламом всегда вызывали шквал критики, но и поддержку энтузиастов. Он не единственный в эти часы, кто вновь говорит о военном варианте решения иранской проблемы. Джордж Буш, да и Тони Блэр повторяют, что не исключают никаких путей для того, чтобы блокировать Тегеран, даже возможность нанесения ракетного удара.
- Господин Пайпс, вариант ультиматума не слишком рискованный путь, особенно в свете войны с Ираком, которая будет продолжаться даже, как говорит Джордж Буш, большой ценой в политическом плане и в смысле человеческих жертв?
- Я вижу много опасностей: ракетный удар по ядерным объектам Ирана полностью остановит процесс демократизации в Иране, который протекает медленно, но существует. Аятоллы могут стать опорой для антиамериканизма в исламском мире. С другой стороны, когда на кон поставлена жизнь или смерть, нельзя позволять себе чрезмерной роскоши. Это будет военная операция ограниченного масштаба, без оккупации, как в Ираке, и это не будет попыткой свержения режима.
- Но она в любом случае накалит международные отношения. Может быть, лучше передать иранское досье в Совет Безопасности и поискать дипломатическое решение проблемы?
- Я повторяю: мы не должны питать иллюзий относительно намерений Ахмадинежада. Новый президент хочет использовать все: религию, нефть, атомную бомбу, чтобы расширить власть Ирана. Не думаю, что ООН способна понять срочность проблемы и урегулировать ее энергичным образом. Мы рискуем завязнуть в бесконечных переговорах с Россией и Китаем, потерять время, пытаясь интерпретировать стратегии Кремля и идя по пути санкций, как это было с Ираком.
- Некоторые говорят: если Израиль имеет атомную бомбу, хотя он никогда не заявлял об этом, почему же мы сфокусировались на иранских проектах?
- Это две разных ситуации. Израиль – демократическое государство, которое хочет себя защитить. Ираном движет идеология, направленная на завоевание власти любой ценой. Вы помните фразу бывшего президента Рафсанджани? Он сказал: "Если начнется атомная война между Тегераном и Иерусалимом, Израиль будет полностью разрушен, а Иран – нет".
Артуро Зампальоне, "Inopressa"
agrinews.com.ua