• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Тарас Черновил: "За политический кризис на Украине отвечает Ющенко"
    Опубликовано: 2006-01-16 14:36:00

    О политическом кризисе на Украине рассказывает, депутат Верховной Рады Украины, фракции "Регионы Украины".

    - Ситуация с отставкой правительства неоднозначна. Почему такое решение вынесла Рада?

    - Решение об отставке правительства в принципе было довольно спонтанным, спровоцированным отчетом правительства по газовой проблематике, и еще, перед этим, отчетом по проблематике борьбы с эпидемией птичьего гриппа. Дело в том, что по этим вопросам кабинет министров практически провалил все возможные решения, что привело к серьезнейшим последствиям. По этим вопросам и было высказано мнение о том, что работа правительства признается неудовлетворительной, но главный вопрос, который привел к отставке, это все-таки "газовый кризис".

    Все в Украине прекрасно понимали, кто на самом деле ответственен за то, что произошло. За то, что Украина сорвала все сроки подписания нормального договора, за то, что со стороны украинской власти пришла идея денонсировать старые договора, подписанные еще Януковичем, согласно которым цены на газ и транзит были взаимосвязаны, ответственность несет даже не само правительство, а непосредственно президент. Именно он вывел "Нафтогаз" из под прямого контроля правительства.

    Но во время отчета правительства, Ехануров взял на себя ответственность за все то, что было сделано с "Нафтогазом", поскольку эта структура, по крайней мере, официально принадлежит правительству, и только правительство может отправить в отставку руководителя государственной компании, которым является "Нафтогаз" Украины. В этой ситуации другого выхода не было, после такого отчета мы были обязаны отправить в отставку правительство, которое отстранилось от участия в этой проблеме и поддержало убийственные для Украины договора.

    - Но по самой процедуре отставки в стране и за ее пределами ведется горячая полемика.

    - Что касается самой процедуры отставки, то было сделано много заявлений о том, что парламент сделал неконституционный акт. У этого акта есть своя история. На Украине уже ни единожды именно парламент отправлял правительство в отставку. Как, кстати, правительство Ющенко, которое в 2001 году было отправлено в отставку решением парламента. По новой же редакции Конституции парламент имеет абсолютное и безусловное право высказать недоверие правительству, следствием которого становится его отставка. Причем парламент поступил согласно нормам Конституции, поскольку новая редакция уже вступила в силу.

    Мы отправили правит%Eавительства без и.о., это - самоуправство. Человек, который уже не является премьер-министром, заявляет, что он премьер-министр - это государственный переворот, и по-другому это трактовать нельзя. Люди под прямым давлением президента пошли на преступления, за которые после выборов в парламент, им, возможно, придется отвечать. Возможно, они достаточно зависимы от президента, но, понимая, что конституционная реформа уже начинает действовать, кабинет министров должен понимать, насколько серьезные проблемы он себе создает в будущем. Но дао5 вещи. И я уверен, что после этого парламент согласился бы проголосовать за новые решения и утвердить новый состав правительства без этих людей, и возможно даже под руководством самого Еханурова.

    Поскольку полностью создавать новый кабинет министров до выборов уже смысла нет, а сохранять его в таком состоянии как сейчас, довольно опасно. Если бы все осталось на своих местах, то этому правительству пришлось бы работать до середины июня, когда новый парламент уже принял бы присягу и в течение месяца создал бы большинство, и сформировал новый состав кабинета министров. Но вместо этого Ющенко пошел по пути жесточайшей конфронтации, причем юридически безграмотным путем. Во-первых, были сделаны заявления о том, что парламент поступил неконституционно. Сегодня нам распространили письмо кабинета министров, где написано, что никто из ов кабинет министров не подавал прошения об отставке.

    Но речи не было о прошении, никто никого ни о чем не просил, отстраняли правительство решением парламента. Есть две причины на сегодняшний день, согласно которым можно отстранить кабинет министров. Первое - это их личное прошение, другое - недоверие со стороны парламента, что и произошло. Но почему прочитав первую часть в Конституции, президент не хочет читать вторую? Мне кажется, это уже правовой нигилизм.

    Определенные недоработки у парламента в сфере регламента есть. Этот вопрос не прошел при предварительном рассмотрении в комитетах. Но эта часть, которая обуславливается только регламентом Верховной Рады, которая является внутренним документом и даже не имеет статуса закона. Это что-то на уровне инструкции по работе парламента и не более. Регламент ВР не имеет статуса закона, то есть, он имеет только внутренний характер и к Конституции никакого отношения не имеет.

    Состоялся конституционный процесс, но президент пошел на очень жесткую конфронтацию и по сути то, что он делает, называется "подстегиванием" к государственному перевороту. Потому что, когда правительство, которое уже сегодня исполняющее обязанности согласно решению парламента конституционному, заявляет, что они просто ы правительства без и.о., это - самоуправство. Человек, который уже не является премьер-министром, заявляет, что он премьер-министр - это государственный переворот, и по-другому это трактовать нельзя. Люди под прямым давлением президента пошли на преступления, за которые после выборов в парламент, им, возможно, придется отвечать. Возможно, они достаточно зависимы от президента, но, понимая, что конституционная реформа уже начинает действовать, кабинет министров должен понимать, насколько серьезные проблемы он себе создает в будущем. Но давление президента, видимо, здесь сильнее.

    - Можете ли Вы как-то спрогнозировать ситуацию, будет ли Ющенко и дальше развивать конфликт? Может ли дойти до того, что президент распустит парламент?

    - Для этого у Ющенко нет юридического механизма. В Украине согласно старой редакции Конституции можно было распустить парламент только в одном случае. Если парламент не собрался на очередную сессию в течение 30-ти календарных дней. Украинский парламент собирается регулярно, и кворум в парламенте есть всегда. С этим проблем не возникало никогда, а заблокировать работу парламента практически невозможно. Сегодня пропрезидентски настроенные депутаты в меньшинстве, их не более 100 человек из 450 ов парламента, и повлиять они ни на что не могут. Других механизмов у президента нет.

    Можно конечно сделать силовой государственный переворот, объявив о неконституционном роспуске парламента и захвате власти, и ввести войска. Но за это время столько глупостей было сделано президентом, что ни армия, ни милиция уже не будет ему верноподданной. Это по сути уже отставка и арест самого президента. Я не думаю, что он пойдет на такой риск, хотя авантюризм у Ющенко в крови. Если в первом полугодии прошлого года парламент был запуган и послушен президенту и кроме нашей фракции, и еще отдельных депутатов никто не противился его решениям, то сегодня ситуация в корне изменилась.

    И в обществе, которое когда-то поддерживало президента и выходило на Майдан, переломив ход выборов президента, ситуация тоже кардинально изменилась. Сегодня Ющенко поддерживают не более 15% граждан Украины, зато основные политические оки, которые могут поднять людей и организовать какие-то акции неповиновения в случае государственного переворота, обладают поддержкой значительной части общества. Нужно напомнить, что те люди, которые выходили на Майдан, поддерживают Юлию Тимошенко или Александра Мороза.

    Мороз пока занимает нейтральную позицию в этой ситуации, но если президент будет и дальше пробовать отменить конституционную реформу, которая является детищем Мороза, то он тоже готов будет вывести своих людей. Это означает, что Ющенко остается в полной изоляции. Может быть, мы не может создать какую-то коалицию с Юлией Тимошенко, с Морозом, но противостоять государственному перевороту мы сможем.

    - Кризис во власти как-то сказывается на экономической, социальной ситуации в Украине?

    - Многие пробуют запугать страну тем, что кризис во власти каким-то образом бьет по экономике. Но именно этот кризис, который сегодня происходит во власти, к экономике никакого отношения не имеет. Это политический кризис. А то, что власти сделали в газовой отрасли, уже ударило по экономике. Уже сейчас пересчитывают цены на определенную продукцию. Сократится выпуск основных экспортных направлений украинской продукции, например, пострадает металлургия, что составляло 40-45% украинского экспорта. Она становится неконтоспособной, и мы не сможем продать ни одной тонны металлопроката за рубеж.

    А это был основной бюджетный стимул во внешней торговле. Это полный провал. Пострадает химическая промышленность. Выработка удобрений при таком росте цен на газ, остановится, и отрасль будет на грани банкротства. Это значит, что сельское хозяйство не получит удобрений, их придется закупать за рубежом или же произойдет падение уайности. Соответственно цены на продукты повысятся. Уже сегодня ряд отраслей подсчитывает убытки.

    Была формальная договоренность с Россией еще при Януковиче, и не было проблем. Но нам постоянно говорят, что мы за дешевый газ платили ценой своей независимости. На самом деле цена сводилось к одному - Украина давала гарантии России, что будет поддерживать транзитную систему для прокачки российского газа в Европу. Зачем нужно было разрушать эту схему, понять невозможно.

    Но ее разрушили, причем президент еще в феврале прошлого года активно выступал за ее разрушение. Он и несет ответственность, как, кстати, и Юлия Тимошенко, которая так же на этом активно настаивала. На сегодняшний день спасти ситуацию можно единственным путем. Во власти обязательно должен появиться человек, политические силы, которые смогут вести переговоры, и в самые короткие сроки возобновить переговоры по консорциуму.

    - Скоро и Туркмения повысит цены на газ, тогда что будет?

    - Это не слухи, я уже видел документы. С Туркменией Украина, как и с Россией по инициативе Ющенко и Тимошенко разорвала старый и очень выгодный для нас договор. Мы брали газ в обмен на товары и услуги. Украинские рабочие строили мосты и каналы в Туркменистане, получали хорошие деньги. Украина "сплавляла" Туркменистану все то, что Украине было не нужно. Ниязов был уникальным специалистом "пристроить" по миру все то, что у нас лежало, и мы не могли никуда деть. Например, еще при Кучме за газовые долги Украина расплатилась: резиновыми калошами. Спрашивается, зачем Туркменистану миллион пар резиновых калош, когда там дождей просто нет. Оказывается, галоши там даже не остановились, они полетели куда-то в Индию, а из Индии в Индонезию.

    Заработал Туркменистан, а Украина оплатила все свои долги и освободила склады от абсолютно ненужного бывшего стратегического запаса СССР. У нас, оказывается, запас калош всего Союза лежал. Это просто пример, но схема, при которой Украина расплачивалась с Туркменистаном товарами тоже была разрушена.

    И не было таких политических сил, которые смогли бы подписать с Туркменистаном нормальный жизнеспособный договор. В Туркменистан поехал "штатный провокатор" украинского "Нефтегаза" Ивченко, умудрился в присутствии Ниязова обругать его министров, после чего Туркменистан отказался вести переговоры. И на сегодняшний день ситуация не изменилась. Мы покупаем туркменский газ у фирмы "Росукрэнерго". По сути, от этого монополиста теперь зависит будущее государства.

    - Будет ли Рада пытаться оспорить решение достигнутых договоренностей между Украиной и Россией по ценам на газ?

    - Рада не может как-то повлиять на эти решения. Рада может только отправить в отставку правительство, которое должно отвечать за свою деятельность, которую мы признали неудовлетворительной. Парламент после выборов в марте может избрать то правительство, которое сможет избежать катаклизмов в стране, которое пойдет на подписание новых договоров. Россия уже не сможет отказаться от своей цены в 230 долл. хотя бы по политическим мотивам. Но если мы пойдем на создание консорциума и увеличим транзитные поставки, мы сможет договориться так, что высокая цена на газ не ударит по нашей экономике. Но это можно делать только на уровне новых взаимных договоренностей.

    "Кремль"

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.