Иран и палестинская политика отодвигают переговоры по Афганистану.
Это свидетельство переполоха в исламском мире. Когда министры иностранных дел со всего света съедутся в Лондон, чтобы помочь спланировать будущее Афганистана, сначала им придется рассмотреть два более неотложных кризиса: ядерную программу Ирана и неожиданный приход к власти "Хамаса".
Госсекретарь США Кондолиза Райс со всем своим дипломатическим мастерством проведет почти целый день в обсуждении этих вопросов и потратит всего несколько часов на Афганистан, прежде чем завтра вернуться в Вашингтон к тому моменту, когда президент Буш выступит с Обращением к нации.
Иран и "Хамас" стали ключевым испытанием международной решительности и американского лидерства, и то, что с ними будет, может определить курс Ближнего Востока на долгое время. Но есть и другое испытание – предполагаемое вмешательство Сирии в события в Ливане и Ираке. По всем трем вопросам США и Европа переживают некоторую ицу: они единодушны в своей решимости действовать, но не представляют четко, как добиться желаемого результата.
Райс признала, что она и другие сотрудники администрации Буша оказались застигнуты врасплох победой "Хамаса", воинственной исламистской группировки, которая одержала подавляющую победу на палестинских выборах на прошлой неделе. Американские дипломаты, сказала она, вероятно, не сумели удержать руку на "пульсе палестинского населения". Однако она назвала выборы крупным событием в регионе. "Все так, как оно есть, – заявила она. – Когда начинается движение за смещение старых структур и старых идей, иногда получаешь непредсказуемые результаты".
Непосредственной задачей министров в Лондоне станет выработка международного курса в отношении "Хамаса", который будет доминировать в палестинском парламенте. Европейские и американские чиновники заявили, что не будут вести диалог с "Хамасом", пока он не осудит насилие и не признает Израиль – ничего из этого, скорее всего, не случится в ближайшем будущем.
Вашингтон и Европа должны решить, что делать дальше с помощью, которую Запад оказывает палестинскому правительству, поддерживая многие его институты на плаву. В прошлом году США выделили более 380 млн долларов финансовой помощи палестинцам, что сравнимо со вкладом ЕС. Вашингтон и ЕС взвешивают то, как перенаправить или даже отрезать помощь правительству, которое уже неспособно оплачивать свои счета, выплачивать зарплаты и функционирует с огромным дефицитом.
В самолете Райс сообщила журналистам, что США ведут "обширные дискуссии" с ЕС и различными азиатскими странами, а также с ООН, Всемирным банком и Международным валютным фондом с целью добиться того, чтобы деньги не поступали "Хамасу", но гуманитарные нужды народа удовлетворялись.
"США не готовы финансировать организацию, которая проповедует уничтожение Израиля", – сказала она, ссылаясь не неоднократные обещания "Хамаса" загнать Израиль в море.
Райс предположила, что почти решенное прекращение финансовой помощи заставит "Хамас" трезво взглянуть на реальность. "Важно, чтобы сейчас "Хамас" оценил значение своего устава, если он хочет управлять", – подчеркнула она.
Гораздо сложнее будут протекать дебаты о том, как обращаться с "Хамасом", который давно считается террористической группировкой, в последующие месяцы. Администрация Буша почти наверняка выполнит свое обещание о полном отказе от сотрудничества, как того требует американский закон о борьбе с терроризмом. Однако некоторые европейские страны будут настаивать, по крайней мере, на ограниченных контактах, утверждая, что это лучший способ переубедить "Хамас".
Критики настаивают, что простой отказ от переговоров с "Хамасом" будет сложно выполнять на протяжении длительного времени и что это решение не является политикой. Министры будут сражаться с "делом "Хамаса" сегодня на дневном заседании так называемого "квартета" (США, ЕС, ООН и Россия), который многие годы пытается содействовать ближневосточному мирному процессу.
Тема Ирана и его ядерной программы будет доминировать на вечернем заседании, где, помимо Райс, будут присутствовать четыре других постоянных а СБ ООН (Великобритания, Франция, Россия и Китай), а также Германия. США надеются достичь консенсуса в вопросе о том, как быть с решающим голосованием на этой неделе на встрече МАГАТЭ с целью обсуждения возможности передачи иранского досье в Совет Безопасности. США и Европа обвиняют Иран в стремлении к получению ядерного оружия под прикрытием программы гражданской атомной энергетики, но Тегеран это обвинение отклоняет.
США поддержали российское предложение о поставке в Иран обогащенного урана, что отменяет необходимость проведение обогащения в самом Иране, однако Вашингтон заявляет, что Тегеран увиливает от прямого ответа просто ради того, чтобы выать время. Ни Россия, ни Китай не хотят передавать этот вопрос в СБ ООН, хотя помощник госсекретаря Николас Бернс заявил в пятницу, что "большинство стран" готово проголосовать "за".
Столь же неясно, что США или Европа предложат, если иранское досье не будет передано в СБ ООН. ЕС в отношении политики жестких санкций настроен амбивалентно, в то время как Россия и Китай выступают против этого.
Иранский вопрос стал актуальнее на фоне предположений некоторых израильских чиновников о том, что Израиль может прибегнуть к военному удару в случае провала дипломатических санкций.
Учитывая, что Вашингтон пытается ужесточить международную позицию по "Хамасу" и Ирану, некоторые беспокоятся, что дипломатическое внимание может сместиться с Сирии. Совет Безопасности прошлым летом единодушно потребовал от Дамаска сотрудничества со следователями ООН, изучающими обстоятельства гибели год назад бывшего ливанского премьер-министра Рафика Харири. Однако американские чиновники опасаются, что международная решимость действовать в отношении Сирии может ослабеть, и Райс, как ожидается, будет настаивать на сохранении давления на Сирию.
Политическая победа "Хамаса" уже разожгла критику в США в адрес политики Буша по продвижению демократии в мире и может привести к призывам в Европе к более спокойному, более остоному подходу в отношении ситуации в других местах Ближнего Востока. "Мы видим, что неотложное проведение выборов не является заменой первоочередного формирования стабильного гражданского общества", – подчеркивает Энтони Кордсмен, эксперт по национальной безопасности в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне.
Нил Кинг, "InoPressa"
agrinews.com.ua