• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Государства


    Беларусь

    БЕЛАРУСЬ, Республика Беларусь, государство в Восточной Европе. Граничит на западе с Польшей, на северо-западе – с Литвой и Латвией, на востоке и северо-востоке – с Россией, на юге – с Украиной. В июле 1990 Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете.

    Население. По данным переписи 1959, в стране проживало 8056 тыс. жителей, в 1979 – 9560 тыс. и в 1989 – 10,2 млн. жителей. Начиная с 1994 (10,35 млн. жителей) численность населения ежегодно сокращалась на 20–30 тыс. человек и к 2003 составила 10,32 млн. человек. Уровень рождаемости в последнее десятилетие постоянно снижается (с 16,5 в 1985 до 10,18 в 2003), а смертности постоянно растет (с 10,6 в 1985 до 14,05 в 2003). С 1994 начался миграционный отток населения, который составляет несколько тысяч человек ежегодно.

    В городах проживает ок. 70% населения. Крупнейшие города – Минск (1589 тыс. человек в 1989 и 1717 тыс. в 1998) и Гомель (500 тыс.), а также Могилёв (356 тыс.), Витебск (350 тыс.), Гродно (270 тыс.), Брест (230 тыс.) и Барановичи (170 тыс.).

    Государственное устройство. 15 марта 1994 Верховный Совет Белоруссии принял новую конституцию. В соответствии с этой конституцией, властные функции разделяются между Верховным Советом и президентом, который избирается всенародно на пятилетний срок и является главой государства. Исполнительную власть осуществляет Совет министров во главе с премьер-министром (с 1996 премьер-министром является С.С.Линг).

    На референдуме 24 ноября 1996 была принята новая конституция, вступившая в силу 27 ноября 1996. В соответствии с новой конституцией был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание). Он состоит из Совета Республики (64 места; президент назначает 8 членов Совета, по 8 членов избираются каждой областью и городскими властями Минска) и Палаты представителей (110 мест). Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий парламента – 4 года.

    Судебная ветвь власти с 1996 представлена Верховным судом, судьи которого назначаются президентом, а также Конституционным судом, половина членов которого назначается президентом, а половина избирается Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда – 11 лет. Президент с согласия Палаты представителей назначает премьер-министра и его заместителей, определяет структуру правительства, принимает решение об отставке правительства в целом и его отдельных членов. Президент назначает глав исполнительных органов власти всех шести областей страны. Президентские указы, выпущенные в перерывах между сессиями парламента, имеют силу закона, за исключением случаев, оговоренных конституцией 1996. Конституция ограничивает работу законодательного органа власти двумя сессиями в год на общий срок не более 170 дней.

    Политические партии. В феврале 1992 бывшие коммунисты создали организацию «Движение за демократические реформы – Демократическая Беларусь», которая составила крупнейшую фракцию в Верховном Совете. Совместно с различными панславянскими группами она сформировала Народное движение Беларуси – объединение, которое выступает за сохранение государственного управления экономикой и развитие более тесных связей с Россией.

    Против этих неокоммунистических и панславянских групп выступает Белорусский народный фронт (БНФ), созданный в 1988 с целью возрождения белорусского народа и создания независимого государства. БНФ и примыкающие к нему организации – политические партии, профсоюзы, профессиональные и культурные объединения – составили базу для оппозиции коммунистам и их союзникам в Верховном Совете. После 1991 в БНФ возникли противоречия. Белорусская социал-демократическая Громада, крупнейшая партия в составе БНФ, возглавила процесс создания блока партий и групп (Объединенной демократической партии, Национально-демократической партии Белоруссии, Белорусской крестьянской партии, Союза предпринимателей, нескольких профсоюзов и др.), занимающих центристские позиции. Левее его находится Коммунистическая партия Белоруссии, а правее – «Белорусский христианско-демократический выбор» и Партия народного согласия. К другим политическим партиям, активно действующим в Белоруссии, относятся Партия коммунистов Беларуси, Объединенная гражданская партия, Аграрная партия, Партия Всебелорусского единства и согласия (ВЕС), Белорусская патриотическая партия, Партия зеленых Белоруссии, Партия Белорусского Народного Фронта и другие. Некоторые партии являются своеобразными филиалами российских партий (ЛДПР, «Яблоко» и др.).

    Экономика.После распада СССР в 1991 Белоруссия приступила к созданию смешанной (государственно-рыночной) экономики. Политика правительства состояла в том, чтобы, основываясь на существующей структуре сельского хозяйства и промышленности, превратить страну в экспортера сельскохозяйственного сырья и оборудования. До конца 1990-х годов приватизация практически не проводилась, по-прежнему существует система государственных заказов и распределения продукции. В период с 1992 по 1994 объем промышленного производства сократился на 39%, инвестиций – на 54%, торговли – на 67%. Это падение сопровождалось быстрым ростом инфляции и безработицы (в середине 1999 было зарегистрировано 96,9 тыс. безработных), нарастающим дефицитом государственного бюджета и платежного баланса.

    Хотя президент Лукашенко объявил в 1995 об успехах своей политики стабилизации, МВФ подверг критике финансовую политику Белоруссии и отменил программу предоставления Минску кредита в 300 млн. долл. Заключение в январе 1995 таможенного союза с Россией привело к повышению импортных тарифов для белорусских потребителей с 5% до 20%, а позже – до 40%.

    Официальная статистика Белоруссии сообщает, что с 1997 объем производства ежегодно увеличивается на 7–10%, но этот рост в основном базируется на производстве товаров по госзаказам, большинство которых остаются не оплаченными. Отсутствие структурных реформ привело к ослаблению предпринимательского сектора и неустойчивости банковского сектора экономики. Государство продолжает выплачивать субсидии сельскохозяйственному сектору и сохраняет контроль за ценами. Несмотря на либерализацию валютного рынка для частных лиц в конце 1997, государство сохраняет контроль за обменным курсом валют для предприятий и организаций, что приводит к оттоку иностранного капитала.

    В результате экономического кризиса в России в 1998 Белоруссия понесла большие убытки в промышленности, торговле и сельском хозяйстве.

    Таким образом ВВП страны на 2002 составлял 90,1 млрд. долл., что на душу населения составляет 8700 долл. США.

    ">Источник


    Читайте также:

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.