Парламентские выборы на Украине 26 марта станут самыми дорогими в Европе. Участие в них блоку "среднего звена" обойдется минимум в 15 миллионов долларов. В России аналогичное мероприятие стоит в 2-3 раза дешевле.
"Чтобы набрать минимальные три процента для прохождения в Раду, партии нужно потратить 15-20 миллионов долларов, - сказал "Известиям" глава центра "Украинский барометр" Виктор Небоженко. - Деньги распределяются по двум схемам. Первая включает размещение рекламы на билбордах и телевидении. Вторая - откровенный подкуп избирателей и журналистов. Раньше украинские политики пытались получить деньги в Москве. Сейчас их берут в Киеве, продавая места в избирательных списках. Называют цены от 400 тысяч до 12 миллионов долларов".
Самый "дешевый избиратель" у Партии регионов экс-премьера Виктора Януковича. Каждый набранный ею процент обойдется в 800 тысяч долларов. "Регионалов" готовы поддерживать бесплатно - им симпатизируют 25 процентов населения. Самыми дорогими выборы станут для отколовшегося от Януковича оппозиционного блока "Не Так!": он вынужден приобретать каждый процент за 10 миллионов долларов.
Как купить голоса вполне легально, придумали украинские "зеленые". Они собираются нанять 350 тысяч "агитаторов", заплатив каждому по 100 долларов. При этом треть денег отдадут сразу, остальные - в случае победы на выборах. Эта технология была опробована во время "оранжевых" президентских выборов.
Часть затрат государство возместит. 25 миллионов долларов "вернут" тем партиям, которым удастся пройти в парламент - пропорционально завоеванным голосам. Однако уже сейчас многие блоки заявляют: бюджетные деньги им не нужны. "Мы включаем в избирательные списки не тех политиков, у которых есть деньги - их у всех хватает. Нам нужны те, кого поддерживают избиратели", - заявляет оппозиция.
Наличие или отсутствие денег у партии особенно красноречиво проявляется на телевидении. У кого средств хватает, крутят свои ролики по нескольку раз в час. Средняя стоимость секунды - 1400 долларов. Чаще других в прайм-тайм на экранах появляется Партия регионов и Янукович лично, социалисты и коммунисты. "Наша Украина" Виктора Ющенко выходит с коротким слоганом: "Мы доказали, что власть преступна". Блок экс-премьера Юлии Тимошенко на центральных каналах практически не видно - она сделала ставку на билборды. Юлин лозунг - "Справедливость есть, за нее стоит бороться". Эта "справедливость" дешевле телевизионной - 1100 долларов в месяц за билборд.
Явно ограниченная в средствах Тимошенко при этом пускает пыль в глаза избирателям, проводя партийное собрание в самом дорогом киевском дворце "Украина". Аренда стоит почти 8 тысяч долларов. Другие партии сэкономили, устроив съезды в "Украинском доме" на Крещатике (аренда всего 500 долларов).
Глава Народной партии спикер Владимир Литвин, у которого есть все шансы пройти в Раду, стал самым "базарным политиком". Его рекламируют на крупных рынках. Там же ведется добровольно-принудительная запись в партию.
Одна расходная статья объединяет все партии. Это клей. На развешивание плакатов в Киеве каждая партия тратит в неделю 2 тонны.
"Известия"
agrinews.com.ua