Если ситуация относительно разграничения Азовского моря и Керченского залива между Украиной и Россией зайдет в тупик, то Украине придется обратиться к ОБСЕ.
Дежурный раунд переговоров относительно разграничения Азовского моря и Керченского залива между Украиной и Россией закончился ничем.
Стороны имеют разные позиции относительно разграничения. Россияне предлагают применить комбинированный метод, который заключается в том, что на одном участке применяют принцип срединной линии, на другой - принцип пропорциональности, а на еще другой - принцип справедливости.
Украина же предлагает сначала провести срединную черту акваторией Азовского моря, а затем ее модифицировать в соответствии с пропорциональностью длины побережья с учетом принципа справедливости.
Относительно деления Керченского пролива, то Украина настаивает на признании линией границы линии межреспубликанской границы, которая существовала во времена Советского Союза. Россия же отмечает, что эта линия не была утверждена Верховной Радой Украинской ССР или СССР. Сколько еще Украина и Россия будут делить моря, "Продвижение" попробовало выяснить у заместителя председателя комитета по иностранным делам ВР, а рабочей группы из переговоров с РФ относительно деления территорий Игорем Осташем.
- Почему 24 тур переговоров опять закончился ничем? Что мешает сторонам договориться "вне принципов"?
- Интересно, что не первый раз ли была надежда, что этот раунд переговоров даст результаты, поскольку он был запланирован после избирательной компании, чтобы в разговоре было как можно меньше политики. Но, к сожалению, серьезного движения вперед нет, мы видим поединок позиций, которые отличаются между собой.
Позиция нашей стороны базируется на нормах международного права - в Керченском проливе есть граница, что пролегает по линии прежней межреспубликанской границы Украинской ССР, он обозначен на картах, и за этой границей коса Тузла принадлежит Украине. Спор с РФ может длиться достаточно долго, потому что эта территория становится каждый раз больше стратегической для них из-за того, что изменяется стратегия на Черном море, в частности и через расширение НАТО, вступление в эту организацию и в ЕС Болгарии и Румынии.
- То есть выходит, что ситуация безнадежна?
- Нет, мы еще имеем шанс, который не успели реализовать в старой Верховной Раде. Перед "завесой" ВР я готовил к вынесению на второе чтение закон о территориальном море, внутренние воды и прилегающие территории, который предусматривал разграничение территорий на принципах международного права. То есть, если группы переговорщиков не смогут договориться, приобретает силу международное право. Это вариант апелляции в Организацию по вопросам безопасности и сотрудничества Европы, которая исповедует принцип нерушимости границ и территориальной целостности.
Если ситуация зайдет в тупик, то Украине придется обратиться к ОБСЕ. Но я все-таки надеюсь, что в ближайшее время будет сформировано парламентское большинство и Украина сможет выступать "единым фронтом" в решении этого вопроса.
- Но принятие Украиной соответствующего закона не будет означать, что РФ не перестанет нарушать территориальной целостности Украины. Может, нужно апеллировать в НАТО?
- В этой ситуации ответственной организацией является ОБСЕ, и потому мы будем апеллировать именно к ней. Относительно НАТО, то перспектива ства в этой организации сейчас является достаточно отдаленной и зависит от реализации ряда процедур внутри страны. В любом случае это займет несколько лет. Относительно границ, то, думаю, что этот вопрос можно развязать намного быстрее, если будет воля двух сторон.
- Сможет ли ОБСЕ нажать на РФ принять позицию Украины?
- Это будет зависеть от того, как будут развиваться события дальше, от конструктивности переговоров. На этом этапе говорить об апелляции к ОБСЕ еще рано. Но факт, что определенным сопровождением до этих переговоров были шаги, которые не способствуют взаимному доверию.
Имею в виду то, что в этом году россияне опять проводили работы из углубления дна вблизи 52 фарватера в Керченском проливе. Они ежедневно пересекали границу, которую мы считаем границей, без всяких предупреждений. Это нельзя назвать жестом доброй воли. Украинские пограничники изучали эту ситуацию. Мы теперь набираем фактаж, который проливает светло на то, что происходит в этой зоне. Потом это можно будет использовать во время апелляции к ОБСЕ.
В то же время ОБСЕ - организация, которая не принимает решений, серьезного не выучив проблемы, и этому предшествует длительный процесс согласования. Однако я не думаю, что дойдет до того, что ОБСЕ будет вынуждена вводить какие-то санкции против РФ, как это происходило в случае с Приднестровьем, когда вводили военные базы, потому что Россия не выполнила решения и обязательств, которые взяла на себя.
"Поступ"
agrinews.com.ua