Победа ставленника действующей власти с одобрения могущественных соседей и с небольшим преимуществом, протесты проавших, сетующих на нарушения в ходе выборов, палаточный городок оппозиции в центре столицы.
Речь не об Украине образца осени 2004 года. Всё это можно наблюдать и в Мексике летом 2006-го. Пахнет ли дело революцией? Пока об этом трудно судить однозначно, однако протестующим уже удалось добиться выполнения некоторых своих требований.
Напомним, по официальным данным, на состоявшихся 2 июля президентских выборах победу одержал кандидат Партии национального действия Фелипе Кальдерон. Политик этот относится скорее к право-либеральным кругам, поэтому не стоит удивляться, что его победа была объявлена барьером на пути победного шествия «левых» по Латинской Америке.
По понятным причинам особенный энтузиазм она вызвала в соседних США. Примечательно, что в некоторых американских СМИ и в экспертных оценках, когда речь заходит о нынешней волне протестов, часто можно встретить примерно следующую формулировку «оппозиция, оспаривающая очевидную победу Кальдерона».
Вряд ли можно говорить об очевидности и убедительности триумфа этого сторонника больших рыночных свобод и подлинного народовластия, если учесть, что опередил он кандидата Партии демократической революции Андреса-Мануэля Лопеса Обрадора на 0,56 процента. Ещё больше сомнений в правильности такого исхода стало после того, как оппозицией были обнародованы многочисленные свидетельства нарушений, включая видеозаписи различных незаконных манипуляций с избирательными бюллетенями.
Чиновников, занятых организацией выборов и подсчётом голосов, эти кадры не убедили, а оппозиции не оставалось ничего другого как вывести на улицы мексиканских городов десятки тысяч своих сторонников. Необходимо отметить, что организованность протестующих пока впечатляет.
Палаточный городок, разбитый в центре Мехико, обустроен. Для его жителей созданы все условия, они поют, танцуют и твёрдо намерены добиться справедливости. Казалось, что горячий латинский темперамент не позволит избежать насилия. Однако пока всё обходится, хотя при случае Обрадор грозит властям, призывая по-хорошему признать нарушения.
Власти же слегка растеряны. К тому же столицей, а значит, и всей полицией в ней управляют соратники Обрадора, что, по крайней мере, пока гарантирует протестующим спокойную жизнь. Сложнее дело обстоит с провинциальными акциями протеста. Сейчас наибольшую енность вызывает тот факт, что организация этих акций поручена так называемым местным комитетам, где много плохо контролируемых Обрадором радикалов.
Нынешний глава оппозиции известен тем, что уже более десяти лет назад разработал тактику протестов, предусматривающую блокаду основных магистралей и предприятий добычи и переработки нефти, к которым сегодня стянуты войска и крупные силы полиции. Такие блокады сейчас были бы чреваты уже серьёзным экономическим кризисом, чьё воздействие, учитывая продолжающийся рост цен на нефть на мировых рынках, может принять международный масштаб.
Пока же главный экономический ущерб наносят акции протеста в столице: уже примерно неделю протестующие блокируют основные офисы финансовой и экономической инфраструктуры страны, а со вчерашнего дня – и представительства крупнейших иностранных банков.
Появился у оппозиции и повод для радости: Федеральный трибунал по вопросам выборов постановил о пересчитать бюллетени. Правда, сделано это будет всего лишь на девяти процентах участков.
Тактика властей понятна – чем меньше бюллетеней будет пересчитано, тем меньше вероятность обнаружения нарушений. Впрочем, даже первые проверки эти нарушения и выявили. Другое дело, что это совсем не является гарантией пересмотра итогов голосования. Здесь многое уже будет зависеть от организованности и сплочённости оппозиции.
Николай Пахомов, "Политком"
agrinews.com.ua