Почти сразу после прихода к власти Владимир Путин возобновил переговоры по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Тогда он говорил, что рассчитывает присоединиться к ВТО в 2003 г. Сейчас на дворе 2006 г., а российские чиновники потчуют нас речами, которые мы уже слышали в 90-х: все откладывается на следующий год. Однако, для того, чтобы все получилось, нужно изменить подход к переговорам.
Конечно, есть Китай, который вел переговоры о вступлении в ВТО на протяжении 14 лет - Россия побьет этот рекорд только в следующем году. Однако в российском случае все могло бы быть намного проще, ведь Россию уже давно признали страной с рыночной экономикой, а Китай - все еще нет.
А может быть, России и не нужно ство в ВТО? Ведь эта страна является, в первую очередь, экспортером нефти и газа - это рынок, на котором полно покупателей, что в принципе является гарантией от применения к России протекционистских мер. К тому же, нельзя сказать, что за последние годы Россия пострадала от чьего-либо протекционизма - антидемпинговые меры затрагивают лишь 1% российского экспорта, однако ситуация может усугубиться с уменьшением спроса на сырье. 1/5 российского экспорта составляют продукты химической и металлургической промышленности, весьма чувствительные к протекционистским мерам.
Пока Россия не вступит в ВТО, у нее не будет законной защиты для своего экспорта. Она не сможет выать ни одного суда по антидемпинговым делам, поскольку международный арбитражный суд, в котором разбираются такие вопросы и назначаются штрафные санкции, действует при ВТО.
Сегодня Россия является самой крупной экономикой в мире, не входящей до сих пор в ВТО, которая насчитывает на сегодняшний день 149 стран. Судя по всему, Украина вступит туда раньше России, ведь ее президент Виктор Ющенко (хотя у Аслунда почему-то Виктор Янукович - прим. перев.) неоднократно заявлял о твердом намерении присоединиться к ВТО до конца этого года.
Проблема России не в том, что ВТО выставляет ей слишком жесткие требования, тогда как ее экономика раздираема внутренними противоречиями. Напротив, эти требования гораздо мягче тех, что предъявлялись Китаю: проблема скорее в российском восприятии ВТО. И вот пять аспектов этого восприятия.
Во-первых, ВТО - это клуб. Страны-кандидаты должны подчиняться общим правилам клуба, которые страны-ы толкуют по своему усмотрению. Таким образом, в переговорах Россия не может рассчитывать только на свой вес и влияние, как она это делала в других случаях, ее традиционные методы ведения переговоров здесь оказываются неэффективными. В Кремле не понимают того, что страны-ы могут навязывать России правила, действующие сейчас в ВТО.
Во-вторых, Россия имеет значительное влияние на международной арене и привыкла, что отношение к ней особое. Тем не менее, одна из особенностей ВТО состоит в том, что от крупных стран требуют больше, чем от маленьких. Каждый клуба может потребовать от страны-кандидата заключения двустороннего протокола о доступе на ее рынок. Россия должна заключить такие договоры с не менее, чем 68 странами, а Украина - только с 50.
Многие страны обеспокоены последствиями вступления в ВТО страны с крупной экономикой, мало кого волнуют маленькие страны вроде Киргизии или Грузии. И напрасно российские чиновники кричат, что с Россией так обращаться нельзя, ВТО будет продолжать проводить дискриминационную политику на переговорах о вступлении по отношению к крупным экономикам. Китай это понял и согласился с этим, и чем раньше это поймут в Кремле, тем раньше Россия сможет вступить в ВТО.
Третья иллюзия заключается в том, что Россия рассчитывает добиться для себя более выгодных условий, затягивая переговоры. На самом деле в ВТО все происходит как раз наоборот. Чем больше вы ждете вступления, тем больше стран, которые предъявляют к вам претензии, тем жестче становятся условия вступления.
Российские чиновники не могут этого понять и жалуются, что им приходится торговаться. Если Украине удастся ратифицировать решение о вступлении раньше России, что должно занять около года, то она сможет решить свои торговые проблемы с соседями, предъявив России ультиматум с новыми условиями вступления в ВТО.
В-четвертых, Россия жалуется на политический характер американских требований. На самом деле, это чисто коммерческие требования. Никто, кроме самого Кремля, не пытается политизировать вступление России в ВТО. Американским переговорщикам приходится отчитываться перед Конгрессом, который защищает вполне понятные интересы бизнеса. Если они заключат недопустимый для американского бизнеса договор с Россией, Конгресс заблокирует ее вступление в ВТО. Лучше было бы этого избежать.
И наконец, Путин совсем запутался на петербургской встрече с Джорджем Бушем. Похоже, он или кто-то из его советников думали, что Бушу можно навязать санитарные правила, позволяющие России блокировать, когда ей вздумается, импорт американской говядины и свинины. Разве можно себе представить, что Конгресс на это пойдет? Здесь затронуты сельскохозяйственные интересы Америки: в Кремле не понимают, что Буш еще более связан в своих действиях, чем Путин.
Все ы ВТО неоднократно заявляли, что они хотели бы видеть Россию ом этой организации, остается только, чтобы Кремль посмотрел правде в глаза и принял правила ы.
Андерс Аслунд, "ИноСМИ"
agrinews.com.ua