В нынешнем политическом сезоне партийные списки как никогда пестрят колоритными личностями: журналистами, певцами, композиторами, космонавтами. Но есть еще одна каста представителей рода человеческого, которая стремится во что бы то ни было получить депутатский значок, это - священники.
...Моя мама - глубоко верующий человек. Она соблюдает всевозможные церковные посты, каждое воскресенье считает святым днем и посвящает его церкви - с самого раннего утра уходит в храм и молится: за здравие живых и упокой умерших. Странно, но я не получила в наследство от нее эту неистовую веру в Бога. Положа руку на сердце, скажу: прибегаю к Господу лишь тогда, когда «припечет» или просто хочется уединиться. Помню, еще в девятом классе я затеяла с мамой дискуссию: пыталась доказать ей, что священники - такие же грешные люди, как и я с ней. Но несмотря на мои контраргументы, наша дискуссия завершилась ничьей: каждый так и остался при своем мнении.
Но как бы там ни было, человек, пусть он и живет исключительно верой и черпает силы благодаря общению с небесами, нуждается и в земных благах. А для того, чтобы иметь это, одной лишь молитвы мало. Вот и получается ситуация: хочешь жить - умей вертеться. И медленно, но уверенно священники пытаются попасть к главной кормушке страны - в парламент. В этом году, как никогда, списки партий пестрят кандидатами в рясах.
Официально любая церковь отказывается от активного участия в делах государства. Однако в жизни разделить святое и мирское священникам не всегда удается.
Представители церквей идут во власть, чтобы получить возможности для продвижения своих интересов, в частности и финансово-экономических. Для политических партий присутствие в списках священников гарантирует использование электого ресурса верующих. Кандидаты в рясах находятся, как правило, на непроходных местах, но все же их роль в успешности той партии, которую они выбрали, нельзя недооценивать. Пусть формально настоятели и священники говорят о том, что ни в коем случае не агитируют своих прихожан, это не правда. Более того, лично мне известен случай, когда по окончании службы раздавали календари с изображением известного политического деятеля на фоне церковных ку (!).
Более того, стали фиксироваться случаи, когда священнослужители отказывались исповедовать прихожан, которые голосовали не за «своего» кандидата. В данной ситуации, когда церковь все более оказывает влияние на сознание своих прихожан, активно агитируя их голосовать за отдельные политические силы, как никогда, кстати, было бы принятие нового закона, который бы превратил украинское законодательство о свободе совести из декларации в детальный и эффективный правовой документ, обеспеченный надежными юридическими механизмами. В преддверии парламентских выборов-2006 неплохо было бы, чтобы этот закон реально предотвратил саму возможность использования церквей политическими партиями и исключил любое давление на религиозные организации со стороны субъектов выборов и властей.
Итак, кто же из церковных служителей желает поменять рясу на мандат? Или же, что вероятнее всего, совмещать Божью службу с депутатскими буднями. Под номером 381 в Партии регионов значится протоиерей УПЦ Киевского патриархата Олег Слепцов, ающий в Днепропетровске. Рядом с ним, на 387-й позиции, разместился преподаватель Петропавловского кафедрального собора Луганска Гавриил Ильгов. Партия власти НСНУ также имеет в своем списке нескольких кандидатов в рясах. К примеру, под 115-м номером в список включен действующий народный депутат Юрий Бойко, который до избрания в парламент являлся настоятелем парафии святых великомучеников Бориса и Глеба, а также ректором коллегии святителя Петра Могилы. На 436-м месте - Александр Гудыма, который является главой Православного братства Святого Апостола Андрея Первозванного. Как известно, это братство объединяет верных УПЦ Киевского патриархата. В Украинской консервативной партии на 81-м месте числится Александр Власенко, миссионер из Полтавы, который является представителем Всеукраинского союза объединений Евангельских христиан-баптистов.
Партия «Новая Сила» (под патронатом Юрия Збитнева) приютила в своем списке священника УПЦ КП из Чернигова Евгения Орду под почетным 134-м номером. Протоиерей парафии Святого Иоанна Крестителя УПЦ Павел Стародуб значится в блоке «Патриоты Украины», занимая 39-ю позицию.
Лидер блока «Народная оппозиция» Наталья Витренко также ведет с собой в парламент церковных деятелей. В ее список вошел настоятель Кресто-Воздвиженского собора в Ужгороде Димитрий Сидор. Кстати, этот священник не дебютант в большой политике. Он является депутатом Закарпатского областного совета, а его заслуги в социально-экономическом и культурном развитии Украины отмечены наградами экс-президента Леонида Кучмы. Партия «Держава» включила в свои ряды Ирину Леванчук - преподавателя воскресной школы Свято-Покровского храма г. Хмельник Винницкой области, который относится к Московскому патриархату. Примечательно, что из данной епархии в списке присутствует еще один кандидат - Виталий Голумбовский, юрист при Свято-Иоанно-Богословском храме Винницы, занимающий 55-е место в списке социально-экологической партии «Союз-Чернобыль-Украина». Под 36-м номером в списке Украинской консервативной партии, которую возглавляет скандальный ректор МАУП Георгий Щекин, значится священник Украинской автокефальной православной церкви Дмитрий Малетич, ающий во Львовской области.
В предвыборных списках находятся и представители духовенства нетрадиционных конфессий. Под номером 33 в избирательном списке политических партий Бориса Олийныка и Михаила Сироты значится архиепископ Апостольской христианской церкви в Украине Владимир Токарев, который ранее представлялся пастором церкви «Слово жизни». АХЦ была зарегистрирована совершенно недавно, и господин Токарев сыграл при ее создании одну из главных ролей. Блок НДП включил в свой список священнослужителя нетрадиционной веры. Под номером 28 здесь значится пастор религиозной общины христианской церкви «Новое поколение» Андрей Тищенко. А в списке Блока Юрия Кармазина образовался мини-клуб кандидатов верующих «новой волны». На четвертом месте здесь находится Александр Марков, который позиционирует себя как глава правления Религиозного христианского братства «Путь к истине». В этом же списке, правда, на 82-м месте, присутствует еще один представитель данной организации - по совместительству директор благотворительного союза «Звон» Алексей Уткин.
Одним словом, священников и других представителей церкви в нынешних партийных списках хоть пруд пруди. В официальных комментариях все потенциальные кандидаты в депутаты церковного происхождения в один голос твердят, что ни в коем случае не собираются проводить агитацию среди своих прихожан. Так, глава Украинской православной церкви Митрополит Киевский и всей Украины Владимир (Сабодан) заявляет: «Епископат Украинской православной церкви не будет принимать участия в выборах. Что касается священнослужителей, которые желают баллотироваться в местные советы, то эти вопросы решают епархиальные архиереи. Священнику, как никому другому, известны страдания нашего народа. Поэтому священнослужитель, на мой взгляд, может достойно представлять свою паству в представительских органах».
Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет считает, что политиками должны быть исключительно профессионалы: «Наша церковь не благословляет священнослужителей выдвигать свои кандидатуры в Верховную Раду. Для того чтобы работать в парламенте, необходимо быть специалистом. Политиками должны быть профессионалы. Священники не имеют соответствующего образования и знаний. Их участие в работе законодательного органа будет скорее символическим и вряд ли даст ощутимый результат для общества и страны. Кроме того, если священник окажется в Верховной Раде, то обязательно больше времени будет уделять не церковным делам, к которым он призван Богом, а мирским хлопотам. Касательно местных советов: церковь разрешает ее служителям быть депутатами в органах местного самоуправления. Работа на этом уровне дает возможность не отвлекаться от церковных дел и позволяет решать вопросы местного значения. Такие, например, как выделение земельного участка под строительство храма, социальная защита людей, благотворительность. Все это является полезным для Православной церкви и общества в целом».
Заметим, церковь среди населения Украины пользуется доверием. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» и Киевским международным институтом социологии. Научный руководитель фонда «Демократические инициативы», старший научный сотрудник Института социологии НАН Украины Ирина Бекешкина сообщила, что наряду с падением рейтингов власти церковь по прежнему имеет высокий кредит доверия среди населения Украины - баланс между доверием и недоверием составляет +44%. (Соцопрос был проведен методом интервью, опрошено 1803 респондента в возрасте от 18 лет. Статистическая погрешность выборки не превышает 2,24%.)
В то же время эксперты Центра им. Разумкова уверяют в том, что влияние церкви на политическое решение верующих - незначительно. Но вопреки этому, невооруженным глазом видно, что церковная карта на грядущих выборах разыгрывается довольно активно.
...Воскресенье. Утренняя служба в одной маленькой православной церквушке. До парламентских выборов - 49 дней. Я, облачившись в непривычно длинную юбку, надеваю на голову платок и захожу в храм Божий. Внимательно слушаю молитву. Крещусь. Бросаю пожертвование в миску, с которой в течение часа раза три подходил работник церкви. Далее становлюсь в очередь, рядом с теми, кто решил исповедаться. «Я пребываю в смятении», - приблизительно с такими словами я обратилась к батюшке. Он уточнил, по какому поводу. Я ответила, что считаю своим долгом проголосовать на грядущих выборах, но до сих пор не могу определиться, кому отдать свой голос. Видимо, я не вызвала подозрений у священника, и он рассказал мне, что такое «хорошо», что такое «плохо» в украинском политикуме. Надо же! Мне посоветовали проголосовать за политическую силу, которая помогла соорудить жилье для батюшки и выделила средства для приобретения церковного купола! Да, представьте себе, именно такие доводы, которые по идее должны были посеять в моем сознании любовь к «хорошей» партии, привел священник.
Безусловно, тот факт, что политики помогают сооружать, не побоюсь этого слова, дворцы для батюшек, это хорошо. Но вопрос ведь в том, что политики, жертвующие на церковные нужды, могут быть по православным канонам - грешниками, а по земным - уголовниками (предвыборные списки, как известно, пестрят особами, которых разыскивает Интерпол). Судя по всему, священников этот вопрос не волнует в корне.
Возвращаясь в арендованную хрущевку после политического ликбеза с киевским батюшкой, я думала о двухэтажном особняке «слуги Божьего». Точнее, не думала, а считала - скольким бездомным детям можно было бы на эти деньги купить одежды и еды, сколько тяжело больных людей, у которых нет возможности покупать дорогостоящие лекарства, можно было бы поставить на ноги...
Наталя Косенко, Киевские ведомости
agrinews.com.ua