Юлия Тимошенко может получить пост в Совете по нацбезопасности Украины, Партия Регионов забыла о своих обещаниях по русскому языку, а Виктор Ющенко никогда не добьется создания «единой поместной церкви». Об этом рассказал экс-спикер Верховной Рады Владимир Литвин.
Напомним, что в марте партия Литвина проала парламентские выборы, однако экс-спикер собирается участвовать в президентской кампании. За несколько месяцев отсутствия в парламенте Литвин, по его словам, отвык от ых выступлений. Однако в общении с журналистами экс-спикер по-прежнему избегает прямо называть своих оппонентов, предпочитая расплывчатые формулировки.
- Вас называют одним из главных претендентов на победу на будущих выборах президента Украины. Так, в частности, утверждает бывший советник Кучмы Александр Волков.
- Это мнение Волкова, которое доставило мне много хлопот и много проблем. У нас не любят даже гипотетических соперников, и после этого следовало ожидать «зачистку» политического поля, на котором я работаю.
- К вам поступали звонки с угрозами?
- Нет, звонков не было. Были советы моих хороших друзей, что не надо «дразнить гусей». Я и не хотел бы дразнить.
- Нынешние руководители Украины обращаются к вам за советами по государственным делам?
- Нет. Тут срабатывает наша старая практика: забыть, растоптать и унизить тех людей, которые были до этого. У них, наверное, нет потребности, но от этого я не страдаю.
- Сейчас обсуждается возможность назначения Юлии Тимошенко на пост в Совете по нацбезопасности. Это реально?
- Откровенно говоря, я политически заинтересован, чтобы Тимошенко была интегрирована во власть. Это несколько уменьшит ее оппозиционность, даст возможность нам свободнее работать – в оппозиции останется меньше сил.
Хотя для Тимошенко такое назначение – множество проблем, в том числе, это означает и лишение ее депутатского мандата. Будут тоже попытки «зачистить» Тимошенко как политического соперника. А для этого у нас все средства хороши. У нас политику делают методом давления.
Но, получив должность, Тимошенко сможет цементировать фракцию. Не секрет, что в любой фракции политики хотят быть во власти.
- Тимошенко сейчас часто озвучивает претензии в адрес спикера Александра Мороза и вице-спикера Адама Мартынюка, обвиняя их в нарушении регламента. Что можете сказать о нынешнем руководстве Верховной Рады?
- Тимошенко имеет основания остро ставить этот вопрос. По сути, имея сегодня 250 необходимых «штыков», можно продавливать любое нужное решение и игнорировать регламент. Это – большая угроза для парламентаризма в Украине.
- Сейчас Россия ввела блокаду Грузии. Украина от блокады как-то может пострадать?
- Трудно говорить, я не владею информации об объеме торговли Украины с Грузией и движении товаров. Но позиция Украины в этом конфликте должна быть объективной и непредвзятой.
- Тарас Черновол из Партии Регионов утверждает, что МИД Украины будет «подыгрывать» Грузии.
В.Л.: Думаю, у Тараса Черновола есть основания, когда он это утверждает.
Кстати, меня вообще удивляет, что Украина всегда кого-то поддерживает, с кем-то вместе кого-то осуждает. Я собственной позиции Украины не слышу, и это плохо.
- Каков ваш прогноз: в ближайшие годы Украина расколется, превратится в федерацию, или все останется, как есть?
- Я бы хотел избежать таких сценариев. Надеюсь, что эти крайние сценарии не будут реализованы.
- У вас есть собственный рецепт решения языковой проблемы на Украине?
В.Л.: Эта проблема всегда существовала, но я категорически против, чтобы проблему использовали на выборах, а сегодня от нее отказались.
- Вы намекаете на то, что Партия регионов отказалась от русского языка?
- Я не намекаю ничего, если я что-то утверждаю, то прямо об этом говорю. В той постановке, как они видят решение языковой проблемы, это – тупиковый путь для Украины.
Но я категорически против того, чтобы проблему украинского языка решать притеснением русского.
- Почему же тогда сегодня в Киеве нет ни одного русскоязычного детского садика?
- (После паузы). Мои дети учились и закончили украинскую школу, но на перемене свободно общались на русском.
«Н.Р.»: Мы говорим о разных вещах: я, как русский, хочу, чтобы мои дети ходили в именно русский детский сад.
- В разговоре с российскими политиками мы спрашивали, почему в Москве нет ни одной украинской газеты или украинской школы. Ответ был такого содержания: люди не изъявляют желания.
Точно так же говорят о проблеме детских садов украинские политики. Если есть потребность, то я за то, чтобы она была реализована.
- Потребность есть, и это доказывают результаты выборов, на которых люди голосовали за партию, обещавшую равноправие русского и украинского языков.
- В условиях, когда экономическая неудовлетворенность, они берут на вооружение гуманитарные проблемы, которые воспламеняют общество. Но потом эти гуманитарные проблемы они на ине дороги бросают.
- «Они» – это кто? Кого вы имеете в виду?
- Политики. Те, которые эту тему ставят. Нужно было просто поднять прекрасный закон о языках, который у нас целиком не выполняется. Там написано, что русский язык – это язык межнационального общения. Так давайте найдем формулу сейчас, что это – язык межнационального общения. Мы должны поощрять, чтобы люди знали русский язык, точно так же, чтобы русскоязычные знали украинский.
- Тем временем, на Западной Украине сейчас уже выросло целое поколение, которое писать по-русски не умеет.
- Оно научится. Я когда-то отдыхал в Чехии. Там обслуживающий персонал признался, что было время, когда они в одно время вообще забыли русский язык. Но сама жизнь, поток туристов заставили их вновь учить русский язык.
Когда у нас пройдут реальные и вымышленные исторические обиды, Украина будет сама учить русский язык.
- Еще одна «острая» тема на Украине – раскол Православной Церкви. Как его преодолеть?
- Я думаю, мы его не преодолеем. «Универсал», на мой взгляд, заложил положение, от которого будут шарахаться практически все конфессии, за исключением одной конфессии.
Если политики занялись созданием «единой поместной церкви», это означает, что они будут только усугублять раскол и противостояние. У нас вместо трех-четырех теперь будет еще и пятая церковь в результате очередного раскола.
- Вы сами прихожанин какой Церкви?
- Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Не потому, что я верующий. Я просто могу там спокойно думать и потом общаться с людьми. Сразу перекраситься и стать из атеиста верующим – это свидетельство того, что человек не искренен.
- Известный православный миссионер диакон Андрей Кураев говорит, что избрание мм Киева прихожанина секты «Посольство Божье» – это свидетельство того, что Православная Церковь на Украине – не с народом. Согласны с этим мнением?
- Не думаю, что это – истина для Украины. Но иерархи Церквей должны здесь демонстрировать чистоту своей позиции. Я уже критиковал действия представителей УПЦ МП, которые пошли освящать кабинет мэра Киева по третьему кругу. Но, конечно, сегодня для них я не авторитет.
Михаил Рябов
Новый Регион