Глава Контрольно-ревизионного управления Петр Андреев рассказал о новых приоритетах работы своего ведомства и о результатах проверок.
— Опыт работы в налоговой помогает Вам руководить вверенной структурой?
— У меня уже был опыт работы с КРУ. В свое время я баллотировался в Верховную Раду. Моим контом по округу был экс-министр сельского хозяйства господин Коломиец, и я шел впереди. Тогда я и познакомился с КРУ. По ночам в наш колхоз приезжали инспекторы, они ездили на фермы, считали коров. В конечном итоге мне пришлось снять свою кандидатуру.
А если серьезно, то я с 1997 года работал в налоговой. Принципы и система работы налоговой и КРУ одинаковы, 80% деятельности — это контроль и ревизия. Единственное отличие в том, что мое ведомство осуществляет контроль над расходованием бюджетных средств.
Первый печальный опыт я получил в Одессе, контролируя деятельность предприятий с иностранными инвестициями. Тогда на меня готовилось несколько покушений. В 1999 году, переведясь от греха подальше в Сумскую область руководителем налоговой службы, думал вздохнуть с облегчением, но и там столкнулся с так называемыми инвесторами. В селе Пироговка, в хате под камышом были зарегистрированы 15 компаний, которые проворачивали 10-15 млрд. грн. в год. Мы в меру сил боролись с этим. В результате общие поступления налогов из области за один год выросли с 68 млн. грн. до 1,021 млрд. грн. Сумская область маленькая, компактная, и в ней очень удобно внедрять новации. Например, программы для автоматизации документарных проверок.
— Какие конкретные задачи стоят перед Вами сейчас?
— Правительство поставило нам задачу усилить контроль над деятельностью предприятий-монополистов. В частности, мы начали ревизию «Укрзалізниці». Планируются контрольные мероприятия в «Укртелекоме» и «Нефтегазе». Кроме того в связи с подготовкой бюджета на следующий год перед ведомством была поставлена задача проанализировать все бюджетные программы и просчитать их эффективность.
— Бюджетные программы будут сокращены?
— Так вопрос не стоит. Нужно лишь посчитать, дошла ли до гражданина помощь из бюджета, или распылилась в цепочке посредников. Мы дадим оценку каждой программе.
— Как Ваше ведомство взаимодействует с правоохранительными органами?
— Этим в ГлавКРУ занимается специальное подразделение. В этом году мы провели свыше тысячи ревизий для обеспечения расследования уголовных дел. По собственной инициативе передали правоохранительным органам более 2,5 тыс. материалов контрольных мероприятий. Кроме того ГлавКРУ принимает участие в борьбе с отмыванием грязных денег, направляя информацию о фирмах с признаками фиктивности и о подозрительных финансовых операциях в Госфинмониторинг.
Наконец, совместно с ГНАУ отрабатываем нормативные документы по судебным органам. Сегодня существует очень простая схема делать фиктивный возврат НДС. После отказа налоговой возмещать его предприятиям, якобы занимающимся экспортом, бизнесмены обращаются в суды и за определенное вознаграждение получают нужные решения. Эти решения минуют налоговую, попадая напрямую в Госказначейство. По решению исполнительной службы такие псевдоэкспортеры получают возврат НДС. По предварительным расчетам, на сегодня такого возврата заявлено более чем на 3,5 млрд. грн.
— В начале года Ваше ведомство получило дополнительные полномочия для контроля предприятий госсектора вне зависимости от получения ими бюджетных ресурсов. Есть ли результаты?
— За первое полугодие мы проверили всего 117 госпредприятий. Главная проблема — низкое качество управленческих решений и отсутствие надлежащего контроля и стратегии экономического развития со стороны центральных органов исполнительной власти. Ревизии установили финансовые нарушения и недочеты на общую сумму 790 млн. грн. Среди выявленных нарушений лидируют противоправное уменьшение стоимости госимущества (незаконное отчуждение имущества, недостача имущества и денежных средств, занижение в учете стоимости активов) — это 379 млн. грн.
На втором месте — завышение расходов (лишние начисления амортизационного фонда; осуществление непроизводственных расходов сверх нормы на благотворительность, предоставление безвозвратных ссуд, приобретение легкового автотранспорта, оплату аудиторских и консалтинговых услуг) — еще 150 млн. грн.
На третьем — нарушение законодательства об аренде и реализация товаров ниже себестоимости или цены приобретения, всего 69 млн. грн. Прочие нарушения (занижение в учете кредиторской задолженности, неоприходование существующих активов, завышение стоимости имущества, приобретение запасов, которые значительно превышают производственные потребности, операции с признаками противозаконной минимизации платежей в бюджеты и госфонды — нетиповой экспорт, бестоварные операции, скрытое кредитование) в совокупности составили 183 млн. грн.
— Были случаи, когда после проверки КРУ чиновника уволили или осудили?
— Да. Более 20 руководителей различного ранга были смещены с занимаемых должностей.
Богдан БОРТАКОВ
Экономические известия