В Германии подняли проблему доных знаков. Их, по мнению не только самих автомобилистов, но и представителей министерства транспорта, стало слишком много. В связи с этим немцы вновь вспомнили об уникальном проекте Shared Space, отметающем все знаки, а также правила доного движения вообще.
На немецких дорогах тот или иной знак встречается через каждые 28 метров. Это чересчур много, и с этим согласны эксперты по доной безопасности, политики и ученые. «Треть всех доных знаков нам не нужны», — убежден специалист автоклуба ADAC. «Нужно убрать с дорог все, кроме необходимого», — призвал на днях со страниц Berliner Zeitung чиновник из министерства транспорта.
Немецкие журналисты вновь вспомнили, что в Германии есть городок, обитатели которого приняли решение жить в соответствии с принципами «общего пространства» (так переводится название проекта, зародившегося в Голландии). В центре Оснабрюка (Нижняя Саксония) последовательно разрушают то, что цивилизация планировала и строила на протяжении всего прошлого века, — сеть огоенных от дорог тротуаров, доные знаки, разметку и систему светофоров. Это, по мнению автора идеи «общего пространства» голландца Ханса Мондермана, сделает дороги Оснабрюка более безопасными.
Суть концепции, предложенной Мондерманом, заключается в том, что если убрать все разграничения между пешеходом и автомобилем, шоссе и тротуаром, как физические, так и нормативные, движение по ним станет более опасным и для тех, и для других. В такой ситуации, настаивает голландец, все участники движения станут более остоны и внимательны друг к другу.
С исчезновением обязательных правил получившие равные права пешеходы, водители и велосипедисты будут действовать в соответствии с общими принципами человеческого общежития. «Водитель в общем пространстве становится составной частью социального и культурного контекста, и его поведение на дороге (в том числе и скорость) контролируется повседневными нормами поведения», — подытоживают идею авторы проекта на его сайте.
Приведенные здесь же иллюстрации наглядно показывают проект в действии: дорога между домами проложена на одном уровне, нет бордюров и разметки, так что столики уличных кафе стоят прямо на проезжей части. Видя перед собой читающих в креслах пенсионеров и ающих детей, водитель поневоле едет крайне остоно, при этом действуют так называемые социальные правила движения — его участники ориентируются по взглядам, жестам, выражению лица.
При этом под «общим пространством» понимается именно место с большим скоплением не только машин, но и людей — площади города, крупные перекрестки в его центре, места возле архитектурных памятников или общественных зданий. «Общее пространство» существует отдельно от шоссе, соединяющих эти обособленные островки равноправия водителей и пешеходов. За его пределами начинается мир высоких скоростей, и именно здесь, считают авторы проекта, нужны правила доного движения со всей сопутствующей инфраструктурой.
В настоящее время зоны «общего пространства» внедряют в семи городах в пяти европейских странах. Их эффективно используют в нескольких нидерландских поселках с 1985 года. При этом в шестидесятитысячном Драхтене, например, «общее пространство» создали на месте крупной транспортной развязки со множеством светофоров и огоенным барьером кругом в центре. Круговую развязку решили оставить для удобства организации движения на площади, но отбойники заменили фонтаны, бьющие из земли. Между ними может проехать велосипедист или пройти пешеход. Количество последних увеличивается в летнее время, соответственно, падает скорость транспорта, огибающего «развязку».
Правда, следует помнить, что Европе понадобилось почти двадцать лет, чтобы «дозреть» до активного интереса к проекту голландца. Для этого, считает Мондерман, и граждане страны, и ее власти должны понять, что политика и ограничивающие меры не могут решить всех проблем.
Кирилл Тищенко, «CN-Столичные новости»
agrinews.com.ua