Радио изобрели в 1895 году. Его «отцом» считают россиянина Александра Попова. За более чем 110 лет своего существования оно успело стать, пожалуй, одним из самых востребованных средств массовой информации. Радио сопровождает нас практически повсюду – дома, в транспорте, на работе, отдыхе – везде, где мы только пожелаем его слышать.
Портативные радиоприемники, которые сейчас производятся, очень компактны и необременительны. Зачастую они легко умещаются на ладони, имеют пустяковый вес – всего какие-то несколько десятков граммов. Зато удовольствие от прослушивания радио можно получить немалое. Музыка, новости, прогноз погоды, познавательные передачи, анонсы событий, юмор, викторины – все это мы круглосуточно слышим в эфире. Любители спорта аются трансляциями футбольных матчей и других спортивных событий. Радио насквозь проникнуто разнообразной рекламой. Здесь она относительно недорога и одновременно очень эффективна.
Наиболее популярен в наши дни FM-диапазон: от 88 до 108 МГц, расширенный – от 64 до 108 МГц. На эти частоты настроены большинство современных принимающих устройств.
Радиостанции предлагают слушателям самые разнообразные услуги. Одни исповедуют лозунг «все для всех», другие предлагают эксклюзивные варианты вещания.
В октябре-ноябре 2005 года социологами проекта E-Ratings компании «Мнемософт Украина» было проведено исследование с целью составления рейтинга самых популярных радиостанций г. Киева. В ходе исследования был проведен анализ доступной информации, использованы телефонный и экспертный опросы (было опрошено более полутысячи респондентов в возрасте от 16 до 50 лет). Результаты исследования выглядит следующим образом:
Название радиостанций
|
Самые популярные радиостанции
(% ответов)
|
Средний балл оценки радиостанций респондентами
|
Города вещания
|
Kiss FM
|
11,5
|
9,6
|
12
|
Европа плюс
|
11,5
|
9,8
|
54
|
Люкс радио
|
10,4
|
9,6
|
37
|
Русское радио
|
7,1
|
9
|
34
|
Хит FM
|
7,1
|
8,9
|
35
|
Радио Шарманка
|
6,6
|
8,5
|
17
|
Просто радио
|
6,0
|
8,2
|
15
|
Гала радио
|
5,5
|
9,2
|
12
|
Jam FM
|
5,5
|
9
|
-
|
Ренессанс
|
4,4
|
8,9
|
-
|
Наше радио
|
3,8
|
8,5
|
29
|
ТРК Ера
|
2,7
|
8,1
|
15
|
Радио Шансон
|
2,7
|
8,5
|
13
|
Радио Мелодия
|
2,7
|
9,2
|
39
|
Стар FM
|
1,1
|
8,5
|
-
|
Мьюзик радио
|
1,1
|
8,5
|
-
|
Авто радио
|
1,1
|
8,9
|
-
|
Народное радио
|
1,1
|
8,7
|
-
|
Радио Проминь
|
0,5
|
8,1
|
-
|
В ходе исследования выяснилось, что в основном радио слушают дома и в машине (37% и 34% соответственно). Каждый четвертый их опрошенных предпочитает слушать его на работе. 92% респондентов отметили, что выбор радиостанции зависит в первую очередь от ее репертуара, и лишь 4% любят конкретные программы и радио-шоу. Около 3% заинтересованы в получении информации из новостных блоков.
Анализ приведенной таблицы показывает, что разница между соседствующими позициями радиостанций в рейтинге невелика. Это свидетельствует о существовании серьезной конции в этой среде, базирующейся на широком спектре программ, целенаправленных музыкальных подборках и ориентации на слушателей различных возрастных категорий и социального статуса.
Следует также отметить, что в рейтинг попали, а значит, являются в равной мере популярными, как радиостанции, ориентированные на широкий круг слушателей, так и те, которым присущи специфические направления радиовещания. Это достаточно новые тенденции на рынке. Отсутствие явного лидера, а тем более монополизма, заставляет радиожурналистов работать творчески, формировать собственное, узнаваемое лицо, а значит, выдавать все более качественный продукт.
Основным критерием, которым руководствовались респонденты при оценке радиостанций, стали подбор ею музыкального материала, рекламы, качества и количества радиопрограмм разных жанров и новостных блоков. Наиболее популярны утренние развлекательные шоу, программы по заявкам слушателей и хит–парады. На вопрос о будущем радиостанций почти все эксперты единогласно заявили, что рынок услуг, безусловно, будет развиваться.
Рейтинг составлен на основе главного параметра - популярности радиостанций у слушателей, остальные же критерии служили лишь дополнениями, указывая на некоторые тенденции рынка радиовещания.
Подытожить наше исследование мы попросили эксперта. На наши вопросы любезно согласился ответить сотрудник радио «Мелодия» Игорь Васильевич.
– Как Вы считаете, какая радиостанция сейчас является лидером рынка?
– «Мелодия».
– Как радиостанции стать популярной у слушателей?
– Главное - качественно подобранный музыкальный материал, который выдается в эфир, профессионально подготовленные ведущие.
– Какие передачи пользуются наибольшим успехом?
– Те, которые интересны слушателям.
– Какие можно сделать прогнозы относительно развития рынка радиоэфира?
– Темпы роста рынка радиовещания будут опережать рост рекламного рынка в целом, поскольку явно наметились тенденции увеличения доверия к рекламе на радио со стороны слушателей, а значит, выросла заинтересованность рекламодателей. Значительно увеличилось число средних и мелких рекламодателей, которые претендуют на увеличение их доли рекламного «пирога».
Компания «Мнемософт Украина» благодарит всех, кто принимал участие в рейтинге.
Подготовлено социологической группой проекта E-Ratings (e-ratings) компании «Мнемософт Украина».
agrinews.com.ua